Как разнообразить свою речь умными словами

Как разнообразить свою речь умными словами

Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.

По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;

  • Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона — свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
  • Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
  • Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.

Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.

Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.


Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.

  • Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
  • Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
  • Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
  • Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
  • Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.

Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.

Приемы расширения лексикона без дополнительного времени

Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии. Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться. Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.

  • Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
  • Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени — слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.

Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

Для этого важно:

  • ежедневно включать новые слова в речь;
  • применять записную книжку, занося туда замысловатые высказывания, слова, фразы с умными выражениями;
  • изучать суть новых слов, добавляя прием визуализации;
  • запоминать наизусть стихи, цитаты, поговорки и прочее.

Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.
‘ alt=»»>

Источник:
Как разнообразить свою речь умными словами
Увеличить словарный запас можно только регулярными тренировками. Лучше ежедневно изучать новые слова и понятия, использовать их в повседневной речи.
http://yourspeech.ru/eloquence/talk/kak-uvelichit-slovarnyj-zapas.html

Как разнообразить свою речь умными словами

poslednei_geroi


Человек, который слишком много знал

Человеку свойственно ошибаться

Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки

Чем меньше женщину мы любим,
/ Тем больше нравимся мы ей

Через тернии к звездам

Что и требовалось доказать

Что имеем, не храним, потерявши, плачем

Хорошо смеется тот, кто смеется последним

Хотели как лучше, а вышло как всегда

Хотите верьте, хотите нет

Факты говорят сами за себя

У последней черты

У сильного всегда бессильный виноват

Умом Россию не понять

Услужливый дурак опаснее врага

Утром — деньги, вечером — стулья

Там, где кончается асфальт

Там русский дух, там Русью пахнет

Там хорошо, где нас нет

Театр одного актера


Теперь или никогда

Только первый шаг труден

Торг здесь неуместен!

Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бросаться камнями в других

Точность — вежливость королей

Третьего не дано

Разделяй и властвуй

Разумное, доброе, вечное

Рассудку вопреки, наперекор стихиям

Растекаться мыслью по древу

Реальное соотношение сил

Рыба гниет с головы

Рыцарь без страха и упрека

Сюжет, достойный пера классика

Счастливые часов не наблюдают

Судьба играет человеком

Сто тысяч почему

Спокойно зрит на правых и виновных,
/ Не ведая ни жалости, ни гнева

Спешите делать добро

Соблазненная и покинутая

Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика

Смелого — пуля боится.
/ Смелого — штык не берет

Слух о моей смерти был сильно преувеличен

Служить бы рад, прислуживаться тошно

Служенье муз не терпит суеты

Слова и иллюзии гибнут, факты остаются

Слишком хорошо, чтобы быть правдой

Скромное обаяние буржуазии

Скованные одной цепью

Скандал в благородном семействе

Семя раздора, дало всходы..

Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня

Саша с уралмаша

Сгорая сам, свети другим

Заморы — Свободный труд свободно собравшихся людей

Свобода, равенство и братство

Свет в конце туннеля

Свежо предание, а верится с трудом

Сатана там правит бал

С этим что-то делать надо,
/ Надо что-то предпринять

С чувством, с толком, с расстановкой

С ученым видом знатока

С точки зрения вечности

С сильный не борись, с богатым не судись

С печатью власти на челе

Пациент скорее жив, чем мертв

Пейзаж после битвы

Первый среди равных

Плыви, мой челн, по воле волн

Плясать под чужую дудку

По большому счету

По главной улице с оркестром

По когтям узнают льва

Победителей не судят

Подливать масла в огонь

Поймали птичку голосисту
/ И ну сжимать ее рукой.
/ Пищит бедняжка вместо свисту,
/ А ей твердят: «Пой, птичка, пой»

Пока дышу, надеюсь

Покой нам только снится

Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит

Предложение, от которого нельзя отказаться

Привычка — вторая натура

Приподнять завесу тайны

Прогнило что-то в Датском государстве

Пройти огонь, воду и медные трубы

Прост как правда

Путевка в жизнь

О вкусах не спорят

О времена! О нравы!

О мертвых — или хорошо, или ничего

Обычай — деспот меж людей

Один безупречный сонет стоит длинной поэмы

Одна ласточка весны не делает

Она исчезла, утопая
/ В сияньи голубого дня

Осел Останется ослом,
/Хотя осыпь его звездами;
/Где должно действовать умом,
/Он только хлопает ушами

Осетрина второй свежести

Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!

Остаться при своем мнении

Остаться у разбитого корыта

Отряд не заметил потери бойца

Не в бровь, а в глаз.

На всю оставшуюся жизнь

На заре туманной юности

На переправе лошадей не меняют

Наплевать и забыть!

Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую

Не болит голова у дятла

Не важно, как проголосовали, важно, как подсчитали

Не ведают, что творят

Не жалею, не зову, не плачу

Не мудрствуя лукаво

Не от хорошей жизни

Не продается вдохновенье,
/ Но можно рукопись продать

Не пустой для сердца звук!

Не уходи, побудь со мною

Не я первый, не я последний

Нельзя преодолеть пропасть в два прыжка

Нет царских путей к геометрии

Ни сна, ни отдыха измученной душе

Но это уже другая история

Между молотом и наковальней

Много благородных слов,
/ А дел не видно благородных.

Мы не рабы, рабы не мы

Лучше быть мертвым, чем красным

Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить /И в самой подлости осанку благородства

Любовная лодка разбилась о быт

Любовь не вздохи на скамейке

К добру и злу постыдно равнодушны

Каждый мнит себя стратегом,
/ Видя бой со стороны

Как в море льются быстры воды,
/ Так в вечность льются дни и годы

Как вспомнишь, так вздрогнешь

Как мало прожито, как много пережито!

Кому я должен, я всем прощаю

Конфликт хорошего с лучшим

И академик, и герой, и мореплаватель, и плотник

И вечный бой! Покой нам только снится

И дольше века длится день

И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется

Жалкий лепет оправданья

Жаль только — жить в эту пору прекрасную
/ Уж не придется — ни мне, ни тебе

Жвачка для глаз

Земную жизнь пройдя почти до половины,
/ Я очутился в сумрачном лесу

Змею на груди согреть

Знойная женщина — мечта поэта

Его пример другим наука

Если бы молодость знала, если бы старость могла

Если двое делают одно и то же, то это не одно и то же

Если долго мучиться,
/ Что-нибудь получится

Если к другому уходит невеста,
/ То неизвестно, кому повезло

Если от многого взять немножко, / Это не кража, а просто дележка

Если это и неправда, то хорошо придумано

Есть от чего в отчаянье прийти

Дама, приятная во всех отношениях

Даром только птички поют

Двадцать три года! И ничего не сделано для бессмертия

Делить шкуру не убитого медведя

Дело пахнет керосином

Держать порох сухим

Души высокие порывы

Дышала ночь восторгом сладострастья

Время — лучший лекарь

Всосать с молоком матери

Вставайте, граф, вас ждут великие дела!

Вторая древнейшая профессия

Выпустить джинна из бутылки

Вянет лист, проходит лето,
/ Иней серебрится.
/ Юнкер Шмидт из пистолета
/ Хочет застрелиться.
. Козьма прутков

Все жанры хороши, кроме скучного

Всем смертям назло

Всеми правдами и неправдами

Всерьез и надолго

Всё возвращается на круги своя

Всё сметено могучим ураганом

Вопрос, конечно, интересный

Ворон ворону глаз не выклюет

Вперед — без страха и сомненья

Времена не выбирают,
/ В них живут и умирают

Возьмемся за руки, друзья,
/ Чтоб не пропасть поодиночке

Визжать и плакать

Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?

Владелец заводов, газет, пароходов

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий

В детстве мамка ушибла

В единстве — сила

В одну телегу впрячь не можно
/ Коня и трепетную лань

В России две напасти:
/ Внизу — власть тьмы,
/ А наверху — тьма власти

В семье не без урода

В чем краткий смысл сей длинной речи?

Ванька-ключник — злой разлучник

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Вдали от шума городского

Было гладко на бумаге да забыли про авраги, а по ним ходить.

Буря в стакане воды

Будет буря, мы поспорим,
/ И поборемся мы с ней

Белеет парус одинокий

Без бумажки — ты букашка

Без вины виноватые

Безумству храбрых поем мы песню

Аппетит приходит во время еды

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!

А ларчик просто открывался

А кроме того, никому не должен

А вы на земле проживете,
/ Как черви слепые живут:
/ Ни сказок про вас не расскажут,
/ Ни песен про вас не споют!

Источник:
Как разнообразить свою речь умными словами
Человек, который слишком много знал Человеку свойственно ошибаться Человеческий фактор Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки Чем меньше женщину мы любим, / Тем больше нравимся мы ей Через тернии к звездам Черный юмор Что и требовалось доказать Что имеем, не храним, потерявши,…
http://poslednei-geroi.livejournal.com/239516.html

Как сделать свою речь выразительной и яркой

Бывают ситуации, когда многое в жизни зависит от выразительности речи. Но что такое выразительность речи? Что ж, ответить на этот вопрос не так-то просто.

Дело в том, что выразительность речи это, весьма многогранное понятие, вобравшее в себя много определений и особенностей речи. Можно сказать, что это сплав некоторых конструктивных речевых особенностей конкретного человека, которые сразу привлекают к его словам внимание.

Эффективность выступления человека, речь которого выразительна, чрезвычайно велика: слушатели сразу же начинают интересоваться предметом разговора и оказывают живое содействие процессу обсуждения темы выступления. Кроме того, выразительная речь полностью захватывает внимание человека, вызывает у него новые и приятные эмоции. Но какие средства выразительности речи оказывают на нее наибольшее влияние?

Прежде всего, она зависит от богатства словарного запаса, а также достигается путем использования в речи несвойственных простому человеку оборотов, полного отсутствия штампов и устойчивых клише в речи. Кроме того, выразительность можно повысить, если использовать в своих выступлениях специально предназначенные для этого художественные приемы и обороты, пользоваться выразительными и иносказательными средствами речи, которые традиционно обозначаются как тропы и фигуры. Также помогает широкое использование пословиц и поговорок, устойчивых выражений и крылатых фраз.

Все, что только окружает человека, может быть обозначено словом. Однако не следует думать, будто слова несут на себе только информационную нагрузку о смысле явления или характере предмета. Нет. Слово таково, что легко может преподнести конкретное явление или предмет в нехарактерном для него образе, создать для него соответствующую эстетическую окраску.

Сама образность речи неразрывно связана с явлением многозначности. Тут следует пояснить, что все слова, которые могут обозначать только одно явление или предмет, являются однозначными (трамвай или ракета). А слова, которые могут обозначать сразу несколько явлений или иметь несколько значений, называются многозначными, и от них во многом зависит выразительность речи взрослого и умного человека. Многозначность некоторых слов может в полной мере выражать сложность и двойственность явлений.

К примеру, если предметы или явления чем-то похожи, у них есть некий признак, который их роднит, а также если они занимают схожее положение по отношению друг к другу, то название одного предмета вполне может стать названием и другого. Ярким примером может стать иголка (швейная, у сосны или у ежа); под лисичкой может подразумеваться не только зверек, но и гриб; гибким может быть тростник, но гибкость ума тоже существует.

Но нужно отметить, что только первое значение, изначально закрепившееся за словом в языке, может быть названо прямым. Все значения, появившиеся позже, называют переносными. Чаще всего прямые значения прочно ассоциируются с предметами и явлениями, ими обозначаемыми. Переносные же значения связаны с конкретным явлением не напрямую, а только через связь с прямым значением.

Некоторые художественные средства неразрывно связаны с переносным значением слов. К их числу относится метафора, метонимия, синекдоха, которые часто применяются не только в ораторских выступлениях, но и в повседневном общении.

Метафора использует сравнительное сходство для переноса значения. Есть метафоры, которые олицетворяют предметы и явления (бегущая вода), овеществляют их (нервы из стали), используют отвлечение (поле деятельности). Метафорой могут быть практически все части речи. Метафоры весьма распространены и в повседневном общении. Сами вспомните: дождь идет, часы стоят или идут. Но такие образные выражения настолько прочно вплелись в нашу жизнь, что уже не воспринимаются как нечто необычное.

Метафора должна быть как можно более яркой и необычной, так она помогает осознавать смысл явления, глубже понимать его. Но если сталкивается метафора и прямое значение слова, то эффект просто поражает. Но не следует думать, будто использование большого количества метафор сделает речь оратора лучше.

Еще Аристотель говорил о том, что излишне пафосный стиль изложения отвлекает от основного смысла изложения, из-за этого и сам оратор теряется в тени своих громких фраз. Нельзя сказать, что средства выразительности деловой речи вообще не допускают использование метафор, но с ними следует быть поаккуратнее.

Если переборщить с метафорами, то уследить за сутью того, что вы говорите, будет очень сложно. Шаблонные выражения также вашу речь не украсят, так как давно уже потеряли свою красоту и оригинальность. Если подумать над тем, как убедить человека в своей правоте, то лучше сразу отказаться от использования таких выражений, так как они делают вашу речь блеклой и неубедительной. Не следует использовать и несколько однообразных метафор, так как это свидетельствует о бедности языка выступающего. К примеру, был один лектор, любивший выражение «черное золото». Любил он его так, что хлопок называл белым золотом, лес – зеленым золотом…

Метонимия использует смежность слов, чем и отличается от метафоры. В этом случае два предмета или же явления вовсе не должны быть похожими, они должны быть смежными. Причем «смежные» тут означает не просто близкие друг к другу, а тесно между собой связанные. Отличным примером могут быть слова школа, класс и им подобные, которыми обозначают и группы людей.

Сюда же входят и понятия «золото, серебро, бронза», которыми обозначают не только металлы, но и изделия из них. Зачастую метонимическими являются и географические названия. Так, средства выразительности устной речи могут включать в себя использование названия столиц для обозначения государств в целом (переговоры между Москвой и вашингтоном).

Синекдоха это троп, при котором используется название части вместо целого, а также использование имен собственных для обозначения всего явления в целом. Каноничный «русский Иван», который используется для обозначения русского народа в целом, сразу вызывает в нас ассоциации простого русского солдата, который на своих плечах вынес тяготы не одной войны. Это хорошо видно в произведениях Шолохова, богатство и выразительность речи которого не знают пределов.

Аллегория – это изображение некого конкретного образа при помощи иносказательных выражений. Чаще всего этот прием распространен в сказках и баснях. С помощью аллегории писатели жестко и цинично высмеивают наиболее распространенные человеческие пороки. Использование аллегории, помимо прочего, позволяет лучше проникнуть в суть явления или предмета.

Это выражение, которое основано на сопоставлении двух явлений, которые имеют какой-то общий признак. Для истинности сравнения необходимо соблюдение трех условий:

  • Нужен предмет сравнения («предмет»);
  • Нужен объект, с которым сравнивается предмет («образ»);
  • Обязательно наличие некого признака, на основании которого и ведется все сравнение («признак»).

Для примера можно привести слова из выступления знаменитого Луначарского на съезде учителей СССР. Для сравнения он использовал приемы выразительности речи, основанные на простых и понятных людям явлениях:

Он сказал о том, что без науки не может существовать народное хозяйство так, как без цемента нельзя построить здание. Наука в этом сравнении выступает в роли предмета, в сравнении с цементом (выступающим в роли образа), только при помощи которого может быть построено здание (сам признак). Ценность сравнения в том, что с его помощью слушатели получают ценную информацию сразу о двух предметах или же явлениях. При помощи сравнения можно особо подчеркнуть важность того, о чем говоришь.

Все это способствует лучшему восприятию и усвоению материала. И это очень важно, так как выступление – не книга, в которой непонятное место можно перечитать. Именно поэтому работа над выразительностью речи во многом связана с умением употребления сравнений. Но сравнение использовать стоит только тогда, когда оно не затмевает собой основную мысль, а помогает сделать речь выразительной. Сравнение сильно тем, что оно позволяет сделать свою речь ярче, насыщеннее и интереснее. При помощи сравнения можно даже простые и понятные образы сделать более «выпуклыми» и запоминающимися.

К примеру, великий академик Павлов, при своем обращении к молодым кадрам, так отозвался о роли фактов в научном исследовании:

Нужно приучить себя к терпению и аккуратности. Нужно изучать и накапливать факты, заниматься их сопоставлением. Как бы ни было совершенно крыло птицы, без воздуха оно не сможет поднять ее ввысь. Именно факты и являются тем воздухом, который может поднять ученого словно птицу.

И не стоит пытаться устремиться вверх без них. Ищите законы, управляющие появлением фактов, законы, управляющие ими. Лучшее понятие выразительности речи сложно себе и представить.

В выступлениях ораторов последние часто используют сравнения для привлечения внимания слушателей к предмету разговора. В этом случае сравнения используют более глубокие и сочные, такие, что слушатели сразу проникают в суть предмета и запоминают все, связанное с ним.

Наглядность выступления во многом зависит от правильности и уместности использования сравнений, которые прочно входят в искусство ораторского мастерства. Но тут нужно соблюсти тонкую грань, ведь часто используемые сравнения превратились в своего рода затасканные штампы.

Ведь понятие выразительности речи и использование таких сравнений как «храбрый, как лев», несовместимы. Очень плохое впечатление об ораторе складывается и тогда, когда он использует сравнение для его использования. Искусственно растянутая и излишне витиеватая речь производит тягостное впечатление.

Эпитеты – емкие определения, использующиеся в художественной речи. Во многом условия выразительности речи характеризуются и умением использования эпитетов. При помощи эпитетов можно ярко и образно охарактеризовать вещь или же явление. Эпитеты позволяют точно и емко рассказать о некой выдающейся личности. Сама выразительность речи характеризуется тем, как красиво и точно говорящий может использовать эпитеты в своем выступлении.

Именно эпитеты дают возможность точно выразить свое отношение к предмету обсуждения, насытить свою речь эмоциями. Перед тем, как развить выразительность речи рекомендуется потренироваться в правильном использовании эпитетов. Это связано с тем, что ими крайне не рекомендуется злоупотреблять, так как речь в этом случае может стать сложной и непонятной.

Речь человека позволяет точно определить саму его суть, а потому развитие выразительной речи чрезвычайно важно для каждого человека. От степени развития выразительности речи во многом зависит общительность человека и приятность общения с ним. Очень показательным моментом является начало речи человека и ее конец; в непосредственном темпе его речи как на ладони виден характер и темперамент докладчика, а содержание ее в полной мере открывает его внутренний мир и богатство его души.

Источник:
Как сделать свою речь выразительной и яркой
Бывают ситуации, когда многое в жизни зависит от выразительности речи. Но что такое выразительность речи? Что ж, ответить на этот вопрос не так-то просто. Дело в том, что выразительность
http://bbf.ru/magazine/2/2781/

Ораторский Клуб

ОК Речь красная и речь фиолетовая. Как сделать свою речь образной, выразительной, яркой, сильной, красивой, убедительной и эмоциональной?

(По итогам встречи Ораторского клуба 20 мая 2014 г.)

Чему учимся сегодня?
Наверняка вы неоднократно слышали рекомендации ораторам говорить ярко, выразительно, эмоционально. Легко сказать! Но что именно нужно делать, чтобы речь была яркой, выразительной и эмоциональной?
Предлагаю вам далеко не единственный и не исчерпывающий, но тем не менее простой и действенный рецепт, как сделать свою речь образной, выразительной, яркой, сильной, красивой, убедительной и даже эмоциональной. Рецепт элементарный. Называется «разнообразная лексика».
Предлагаю вам с помощью упражнений расширить свой «кругозор оратора» и подружиться с непривычными словами, фразеологизмами и крылатыми выражениями.

  • Мне понравился концерт легендарной американской группы KORN. Это было долгожданно, очень бодро и незабываемо.
  • Мне понравилось, как к 9 мая украсили Троицкий мост, часто-часто по всей длине моста были повешены чередующиеся красные, синие и белые флаги. Торжественно, величественно, впечатляюще.

Выполнив это нехитрое упражнение несколько раз, вы сможете собрать свой ряд слов для выражения положительных эмоций. Как минимум: потрясающе, феноменально, феерично, я в восторге, невероятно, выше всех похвал, до слез, взрыв эмоций, увлекательно, умопомрачительно, непревзойденно. Проанализируйте, какие слова вы использовали.

Основной вывод: В чем секрет бытового красноречия?
А) Неравнодушие. Проще сказать красиво и интересно о чем-то, если вы к этому неравнодушны. Помните об этом.
Б) Слова из-за пределов зоны комфорта. Вашей или аудитории. Порой это важно для привлечения внимания.

И поймите меня правильно, я рекомендую вам использовать не какие-то извращенные слова, высокий стиль и поэтичные формы. Нет, я рекомендую вам владеть максимально широким спектром слов, выбирая нужное в зависимости от ситуации.
Где-то стоит сказать, что описываемое вами событие было фееричным и умопомрачительным. А где-то вам как оратору пригодится то самое «Зашибись!».
Есть анекдот про учительницу русского языка, которая, когда первый раз прыгала с парашютом, была сильно потрясена, весьма удивлена и крайне обескуражена, но вслух почему-то кричала по-другому. Не уподобляйтесь героине анекдота, контролируйте то, что вы произносите в любой ситуации.
Выбор лексики зависит от контекста и цели вашего публичного выступления. Но чем больше разномастных слов в вашем речевом пространстве, тем вы сильнее как оратор.

Во что складываются слова? В словосочетания.
Простые словосочетания и предложения, я уверена, вы сможете сложить из без меня.
Есть особенные словосочетания.
Всегда ли 2+2=4? Вовсе нет! Наверняка вы знаете про эффект синергии, про химические реакции, про то, сочетание двух элементов порой дает результат, превосходящий просто их сумму.
То же самое бывает и со словами. Порой в языке 2 слова, оказавшись рядом, теряют свой первоначальный смысл и вместе обретают новое значение.
Так рождаются фразеологизмы. Очень важные друзья и помощники оратора.
Примеры:

  • Они постоянно ссорятся = они живут как кошка с собакой.
  • Мне было некомфортно = я чувствовал себя не в своей тарелке.

Можно ли обойтись без фразеологизмов? Разумеется.
А зачем же тогда использовать фразеологизмы в речи, если их можно заменить и одним/другим словом? Ответ очевиден. Фразеологизмы и фразеологические обороты наполняют речь яркостью, эмоциональностью, образностью и экспрессией. Кроме этого, язык становится более живым, речь – емкой, приобретает различные оттенки иронии и шуток, усмешек и упреков, любви и ненависти и т.д. Речь делается яркой, звонкой, со вкусом и ароматом. А это ли не то, что нужно оратору?

Упражнение: Выбрать из списка (вспомнить или придумать) фразеологизм, который вам нравится и рассказать всем нам какой-нибудь факт о себе, употребив этот фразеологизм.
Примеры:

  1. допустим, я выбрала фразеологизм «плевать в душу». Из Высоцкого:
    «Я не люблю себя, когда я трушу.
    Я не терплю, когда невинных бьют.
    Я не люблю, когда мне лезут в душу,
    Тем более, когда в нее плюют».
  2. Из предложенного участниками встречи:

Крылатые выражения – это устойчивые фразеологизмы образного или афористического характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности. Крылатые выражения – благородные предки современных нам мемов. Источниками крылатых выражений могут быть мифы, фольклор, литература, публицистика, мемуары, речи известных людей.
Крылатой мысль зовут не только потому, что она летит, но и потому, что она зовет в полет.
История происхождения многих знаменитых выражений связана с публичными выступлениями. Это знаменитые, легендарные речи. Поэтому для нас как для ораторов некоторые крылатые выражения представляют двойной интерес.

Упражнение:
Прочитайте и перескажите со сцены (или просто друзьям) сюжет о происхождении некоторых любопытных крылатых выражений.
Например:

  • Карфаген должен быть разрушен
  • Комментарии излишни
  • Демагогия
  • Ахиллесова пята
  • А все-таки она вертится!
  • Лебединая песня
  • Есть такая партия!
  • Демьянова уха
  • Голоса взвешивают, а не считают
  • Сжечь корабли
  • Аттическая соль
  • Колумбово яйцо
  • Место под солнцем
  • Филиппика
  • Бей, но выслушай!
  • Пришел, увидел, победил

Выходим по очереди на сцену с рассказом. Цель выхода на сцену:
— не себя показать и на других посмотреть со сцены
— не только донести информацию
— ! а отработать 2 приема красноречия:

А) Эффект первой фразы
Продуманная, красивая, сильная, уверенная, стильная, эффектная
Почему? Хорошее начало – половина дела. И если вы убедительно и интересно начнете, вам захочется продолжить и завершить так же.
Ответственно отнеситесь к выбору первой фразы. Красиво, сильно, только важное, ничего лишнего.

Б) Сделай рассказ своим.
(Роль личности оратора)
Когда рассказ становится вашим, настоящим? перестает быть пересказом или чтением по бумажке (даже если вы в нее заглядываете)?
Когда вы добавляете что-то от себя.
Добавить от себя — значит не переврать даты, имена или сочинить несуществующие подробности.
Это значит дать свою оценку, раскрасить своими эмоциями, рассказать своими словами. Сократить, где нужно, подобно талантливому скульптору, отсечь лишнее. А может вспомнить уместную историю из своей жизни. Или придумать интересный вывод. Или просто рассказать в своей уникальной манере: с юмором, серьезно и спокойно, иронично и сухо или взахлеб. Главное неравнодушно!

А я призываю вас активнее идти вперед по этому пути и смело выходить на сцену!

Источник:
Ораторский Клуб
ОК Речь красная и речь фиолетовая. Как сделать свою речь образной, выразительной, яркой, сильной, красивой, убедительной и эмоциональной? (По итогам встречи Ораторского клуба 20 мая 2014 г.)
http://www.oratorclub.com/kak-sdelat-svoyu-rech-obraznoj-vyrazitelnoj-yarkoj-silnoj-krasivoj-ubeditelnoj-i-emotsionalnoj/

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS