Меняла с женой

Квентин Массейс

Меняла с женой — Квентин Массейс. Около 1510-1515. Дерево, масло. 71×68,Лувр. Париж.

Квентин Массейс-нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи Квентин Массейс родился в 1466 году. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению. Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции; позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальские монастыри. Учился живописи Квентин Массейс у Альберта Боутса.

Меняла с женой- известнейшая картина многократно копировалась и повторялась на протяжении всего XVI века. Открыто демонстрируя возврат к традициям нидерландской живописи, Массейс воспроизводит композицию и аналитическую точность живописи «Святого Элигия в ювелирной мастерской» Петруса Кристуса. Однако в сравнении с прототипом XV века Массейс отходит от религиозной композиции и создает волнующий жизненный образ.

«Меняла с женой» (1514)-самая ранняя жанровая работа мастера. На оригинальной раме картины надпись: «Пусть весы будут верными, а вес точным». Центральную часть композиции занимают фигуры менялы и его жены; муж показан погруженным в работу, а жена словно только что оторвалась от своего богато украшенного часослова.

Этим сосредоточенным на своих занятиях людям Квентин Массейс противопоставляет изображенных на заднем плане праздно болтающих людей; идеал человеческой деятельности, каким он виделся художнику, видимо, представлен в отражении в зеркале, расположенном в центре на переднем плане: это человек, погруженный в чтение Библии, на фоне церковной колокольни.


В ней важна каждая деталь, неспроста изображенная художником. Глава семьи, меняла, занят своим обычным делом: он сосредоточенно следит за равновесием чашечек весов, от которого напрямую зависит его собственное благосостояние. Его молодая жена, переворачивая страницу молитвослова, отвлеклась от душеспасительного чтения и на мгновение обратила взгляд на чашечки весов, приковавшие к себе внимание мужа.
В ее глазах читается сожаление о несоответствии реального мира христианским ценностям, представление о которых она берет из книг и церковных служб.

Забота об увеличении дохода менялы противопоставлена стремлению к духовной созерцательности его жены. А в небольшом круглом зеркале, лежащем на столе и повернутом к зрителю, отражается умиротворенная сцена: сидящий у окна человек погружен в чтение, а в окне виднеется церковный шпиль. Эта «картина в картине» иллюстрирует идеальный образ жизни, к которому искренне стремится молодая жена менялы, но ее отрывают постоянные насущные заботы.

Источник:
Квентин Массейс
Меняла с женой — Квентин Массейс. Около 1510-1515. Дерево, масло. 71×68,Лувр. Париж. Квентин Массейс-нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи Квентин
http://www.proza.ru/2017/04/11/2357

Меняла и его жена

Просторна комната менялы,
Большими окнами светла.
Убранства нет, все краски вялы,
И нет уюта и тепла.

Муж и жена, их стол рабочий,
Сукно зелёное на нём.
Здесь жемчуг, кольца, между прочим,
Не к свадьбе, это – не причём.

Им эта лавка по наследству —
Всё по закону — перешла.
Базар огромный по соседству,
Коса на камешек нашла.

Меняла скуп, сосредоточен,
Сжимает пальцами весы.
Здесь каждый жест предельно точен,
Закрыты рты, сопят носы.

Жена менялы книгу держит,
Страницу пальцем сторожит;
На ней Мария, светом брезжит,
Рука жены слегка дрожит.

С лицом мадонны, и – печальна,
В глазах и мука, и тоска.
Во взгляде – трепетная тайна,
И жилка бьётся у виска.

В разгар чумы их сын, кровинка,
Исчез в пучине, будто всплеск.
И на щеке горит слезинка,
Вбирая злата скорбный блеск.


Он был единственный, любимый,
Но скоро год, как сына нет.
Убором спрятала седины,
Хотя живёт лишь тридцать лет.

А за окном болтают люди:
«Богатством счастливы они.
От них и в горе не убудет —
Считают деньги, во все дни».

И только яблоко и блюдце
Не верят в суетный Содом,
Под солнцем утренним смеются –
Вернётся счастье в этот дом!
25.08.05

Источник:
Меняла и его жена
Просторна комната менялы, Большими окнами светла. Убранства нет, все краски вялы, И нет уюта и тепла. Муж и жена, их стол рабочий, Сукно зелёное на нём. Здесь жемчуг, кольца, между прочим,
http://www.stihi.ru/2008/11/01/4343

Меняла с женой

Музей Лувр, Париж

По мнению Ван Мандера «Искусство пришло в Антверпен следом за богатством». В самом деле, Антверпен, начиная с XVI века, оттеснят Бруген и, наконец, становится европейским торговым центром, где процветает и рынок произведений. Сюда на постоянное жительство приезжают многие художники, как, например, Квинтен Массейс.

Голландский художник Квинтен Массейс является одним из известнейших представителей Антверпенской школы живописи. Родился Массейс в 1466 году. Живопись художника знаменует в голландском искусстве начало перехода от поздней готики к Возрождению. Свой стиль живописец сформировал в жанре нидерландских традиций; позже живопись Массейса попала под влияния Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера

Самой известной жанровой картиной художника является полотно «Меняла с женой» . На нем очень выразительно и точно, с долей иронии, Массейс пишет бытовую сцену, где господствует стяжательство и златолюбие. Оригинальная рама полотна имеет надпись: «Пусть весы будут верными, а вес — точным».

Подобно фламандским живописцам предыдущего столетия, Квинтен Массейс применяет в работе аналитический метод, возводя искусство обманчивого изображения к его совершенству: отблески света на графине и на жемчуге, точность скрупулезно выписанных деталей, пейзаж, отраженный в зеркале великолепно переданы на картине.

Этот пейзаж, отраженный в зеркале показывает идеал образа жизни, к которому всей душой стремится жена менялы, но от него ее о постоянно отрывают повседневные заботы. Выбор каждого из предметов не случаен.

Зеркало на столе между персонажами так же, как и потухшая свеча на полке, напоминают о быстротечности жизни и о тщетности материальных благ, на которые здесь указывают золотые монеты и жемчуг; весы намекают на Страшный суд, когда души усопших взвешиваются, что бы определить тяжесть его грехов; богомольная книга в руках женщины открыта на странице с изображением Мадонны — ведь именно она сможет облегчить судьбу грешника на Страшном суде.

В глазах женщины можно прочесть сожаление о том, что ее жизнь не соответствует христианским ценностям, представление о которых у нее сложилось из книги и посещения церковных служб. Заботам об увеличении прибыли и доходов менялы противопоставляе тся духовная созерцательность его супруги.

В этом полотне отразились искания нарождающихся буржуа в попытке создать для себя добропорядочный образ, оправдать свои занятия. В картине воплощен образ идеального семейства с набожными устремлениями и в то же время с весьма грешными занятиями, приводящими их к внутренним противоречиям и грусти.

Источник:
Меняла с женой
Самой известной жанровой картиной художника является полотно "Меняла с женой". На нем очень выразительно и точно, с долей иронии, Массейс пишет бытовую сцену,
http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/kvinten-massejs-menyala-s-zhenoj.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS