Причины вредных привычек

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017


ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 12-18 ЛЕТ

Цель исследования: Выявить причины возникновения привычек к употреблению психоактивных веществ у подростков.

Задачи исследования:

выяснить существующие средства лечения и, главным образом, профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ);

сравнить различные методы и концепции программ профилактики;

выявить причины употребления ПАВ среди подростков 12-18 лет.

Материал и методы. Исследования провели на базе МАОУ СОШ №2

г. Заводоуковска. Материалом для работы послужили данные анкетирования. Для работы была набрана фокус-группа, составлены и проведены опросы школьников и их родителей. Всего в опросе приняли участие 40 респондентов. Проведена статистическая обработка полученных данных. Кроме того, проведён анализ литературы по проблематике.

Результаты и обсуждение. По результатам анкетирования попытались выявить вероятность наследственной передачи склонности к употреблению ПАВ. В анализе разделили женскую и мужскую линии возможной наследственной передачи явления.

Анализ анкетирования родителей.


Женская линия передачи наследственной склонности:

55% опрошенных родителей являются женщины.

Средний возраст опрошенных составляет 30-45 лет.

Опрошенные женщины имеют от 1 до 3 детей.

В ходе опроса было выявлено, что из 45% опрошенных женщин, 22% женщин имеют вероятность передачи наследственной склонности к употреблению ПАВ.

Мужская линия передачи наследственной склонности:

65% опрошенных родителей являются мужчины.

Средний возраст порошенных составляет 18-25 лет.

Опрошенные мужчины имеют максимум 1 ребенка.

В ходе опроса было выявлено, что из 55% опрошенных мужчин, 36% мужчин имеют вероятность передачи наследственной склонности к употреблению ПАВ.

Исходя из полученных данных, мужчины имеют более высокую вероятность передачи наследственной склонности к употреблению ПАВ.

Также для исследования было проведено анонимное анкетирование среди школьников 12-14 лет. Целью опроса являлось выяснение отношения подростков к употреблению ПАВ, а также отношение к употреблению ПАВ в их семьях.

Анализ анкетирования подростков.

Из 100% учеников, ни один не употреблял и не хотел бы употребить ПАВ.

Из 100% семей, в которых находятся опрошенные дети, в 33% как минимум один из родителей употребляет ПАВ.

Исходя из полученных данных, в 33% семей, у детей также может проявиться наследственная или психологическая склонность к употреблению ПАВ.

Заключение.

В результате проведенного исследования можно заключить, что на территории данного, конкретного учебного заведенияотсутствует положительная тенденция к употреблению ПАВ среди подростков. Однако можно отметить, что существует определенная степень риска дальнейшего развития данного явления как минимум в тех семьях, где один из родителей употребляет ПАВ. Кроме того, полагаем, исходя из полученных данных, что среди родителей мужчины имеют более высокую вероятность передачи наследственной склонности к употреблению ПАВ.

Проблема пагубных привычек среди подростков возникла достаточно давно и, в данный момент, она приобретает все более масштабный характер. В связи с этим, возникает необходимость принятия мер по разработке и реализации методик снижения риска приобщения школьников к психотропным веществам.

Главные факторы, способствующие употреблению наркотиков:

— Нестабильность в семье, стране.

— Неуверенность в себе.


Таким образом, необходима совместная и скоординированная работа родителей, социальных работников, социальных педагогов, психологов по выработке положительных факторов влияющих на предупреждение употребление ПАВ.

— Уверенность в себе.

— Знание о вреде наркотиков и умение отказываться от них.

— Поддержка и внимание семьи.

— Мотивация к здоровому образу жизни.

Список литературы.

1. Семья и дети в антинарокотических программах профилактики, коррекции, реабилитации / Под. Ред. Н.В. Вострокнутова. — М: 2003.

2. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ Минобрнауки РФ от 05.09.2011 г. №МД-1197/06.

3. Петракова Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. — М., 2000. – 178 с.

4.Собкин В.С. Влияние родительской стратегии на эмоциональное состояние ребенка // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2003 (3). – № 2. С. 25-32.

5.Вульфов Б.З. Детская наркомания: толерантность семьи. // Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 2003 г., Москва / Под ред. Н.В. Вострокнутова, В.В. Зарецкого, Г.Н. Тростанецкой, А.А. Гериша Л.О. Пережогина.

6.Альтшулер В.Б. Наркомания:дорога в бездну. М., 2000.

7.Воробцова Т.Н. Профилактика «вредных» привычек и пропаганда здорового образа жизни. Волгоград: Корифей, 2010

8.Григорьева М.Ю., Топоркова Е.В. Чем же закончится завтра? Тебе выбирать! М.: УЦ «Перспектива», 2008.

9.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. М.: ВАКО, 2008.

10.Маюров А.Н., Маюров Я.А. Алкоголь – шаг в пропасть. М.: Педагогическое общество России, 2004.

11.Маюров А.Н., Маюров Я.А. Наркотики, выход из наркотического круга. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Студенческий научный форум — 2017
IX Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Источник:
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017 ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 12-18 ЛЕТ Цель
http://scienceforum.ru/2017/article/2017030944

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

ЦЕЛЬ: узнать, какие последствия бывают из-за вредных привычек; злоупотребляют ли студенты 1 курса вредными привычками; как бороться с этой «заразой» XXI века; какие виды здорового образа жизни можно найти для первокурсников.

АКТУАЛЬНОСТЬ: В условиях массового распространения различных видов вредных привычек среди детей и подростков создалась реальная угроза здоровью будущего поколения, а именно молодежи. В данный период нашей жизни студенты больше выбирают вредные привычки, а не здоровый образ жизни; однако есть и те, кто никогда не променяет кроссовки и штангу на сигарету с бутылкой пива.

ЗАДАЧИ: узнать всё о вредных привычках и ЗОЖ; провести опрос на тему вредных привычек и ЗОЖ; сделать вывод о пользе ЗОЖ и недопустимости вредных привычек

МЕТОД: методом исследования данной проблемы является анкетирование, включающее в себя все вопросы по вредным привычкам и здоровому образу жизни

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Что же такое вредная привычка? Вредная привычка — это многократно повторяющееся действие, отличающееся вредоносностью с позиции общественного блага, окружающих людей или здоровья человека, попавшего под влияние этой привычки. Неизменными свойствами вредной привычки являются автоматизм и «неполезность» действия.

Вредные привычки могут быть как неполезными, так и откровенно вредными. Подобные автоматические действия человек проявляет вследствие слабоволия. Если человек не в состоянии проявить силу воли для того, чтобы продвинуться вперед, он попадает во власть привычки, которая бросает его на прежний путь, на совершение привычного действия. По сути, привычка и есть привычное действие.

Среди основных причин возникновения и распространения вредных привычек можно назвать:

уход от физического стресса;

неумение правильно использовать свободное время;

отчуждение и неустроенность в жизни.

К вредным привычкам студента можно отнести следующие:

Курение. Курение студентов, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной — сосудистой системах. Вскоре проявляются жалобы на одышку при физической нагрузке, т.к. организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками.

Злоупотребление спиртными напитками. Алкоголь замедляет работу мозга и делает для него неразличимыми сигналы нервных окончаний, именно поэтому у человека после употребления алкоголя резко снижается реакция и нарушается координация движений. Печальная статистика: алкоголь – одна из самых частых причин смерти молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет. У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющими людьми.

Наркотики. Опасность наркотиков в том, что они оказывают разрушающее на организм действие спустя какое-то время, когда зависимость сформировалась и самостоятельно завязать с наркотиками уже невозможно. Абсолютно точно можно сказать, что психоактивные вещества влияют на все без исключения системы организма. Наркотики разрушают иммунную систему человека, крайне истощают организм и вызывают такое заболевание, как СПИД.

Интернет-зависимость. Интернет и компьютер являются неотъемлемой частью студенческой жизни. Курсовые, дипломы, доклады, научно-исследовательские работы — все это требует использования информационных технологий. Но когда студент невылазно пропадает в «вКонтакте», «Одноклассниках», «Инстаграме», играет в компьютерные игры — это уже вредная привычка и, как следствие, зависимость. А зависимость поглощает свободное время, которое студент может провести с пользой для себя и учебы.

Зубрежка в последнюю минуту. Многие поколения студентов клянутся в эффективности этого метода. А что же такого плохого в этом? На самом деле спешная зубрежка приводит к тому, что у человека возникает сильный стресс, а информация быстро забывается. А стресс пагубно сказывается на психическом состоянии студента, что снижает работоспособность. Так что учить все нужно заранее!

Учеба в транспорте. Одна из распространенных плохих привычек студентов — учиться в поезде, в автобусе, в самолете. На самом деле эти места отлично подходят для легкого чтения, но не для интенсивной учебы. Новая информация лучше усваивается в спокойном месте, а шум и гул, сопровождающие поездку, никак не способствуют этому.

Слишком много музыки. Музыка во время учебы, как и шум, может нарушать способность мозга воспринимать новую информацию, что мешает сосредоточиться на учебе и быстрее освоить информацию.

А как же бороться со всеми этими «заразными» штуками? Существует уже проверенный давно способ – вести здоровый образ жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Существует несколько главных составляющих ЗОЖ:

Здоровые привычки и навыки (привитие их с детства; отказ от губительного курения, употребления наркотиков и алкоголизма).

Ежедневное здоровое питание (самое главное, чтобы оно было умеренным).

Активная жизнь (ясное дело, что сюда относятся занятия спортом и физкультурой, активный отдых).

Гигиена (тут имеет место, как личная гигиена, так и общественная, умение оказывать первую помощь).

Эмоциональное самочувствие (контролируем свои эмоции, ребята).

Интеллектуальное самочувствие (восприятие новой полезной информации для дальнейшего ее применения; мотивация и мышление, наполненное позитивом).

Духовное самочувствие (заряжаемся оптимизмом и ставим перед собой цели).

Окружающая среда (изучаем влияние ее полезных и вредных факторов на наш организм).

Социальное самочувствие (взаимодействие с людьми, коммуникабельность)

Здоровый образ жизни и его составляющие, а точнее, детальное их рассмотрение, несут в себе все те необходимые нам знания, которые, несомненно, помогут в формировании не только крепкого здоровья, но и сильной личности.

Доказано, что при мышечных нагрузках реакция тревоги и напряжения значительно снижается или исчезает совсем. Значит, работа мышц является фактором, способствующим не только «разрядке», но и предупреждению эмоционального напряжения. Также занятия физической культурой повышают иммунитет, избавляют от депрессий, помогают расслабиться, улучшают сон, снижают утомляемость, воспитывают волю, помогают обрести уверенность в себе, улучшают внешний вид, увеличивают продолжительность жизни, укрепляют физическую силу, ну и, конечно же, помогают избавиться от вредных привычек.

Чем же может заняться первокурсник, чтобы оставаться здоровым и держать свое тело в тонусе? Существует множество видов занятий ЗОЖ и его поддержания:

Бег по утрам в парке, т.к. при беге работают все основные группы мышц тела, расходуется большое количество энергии, что приводит к похуданию, укреплению мышц и красивой фигуре. Бег очень полезен для здоровья, и это его основное назначение. Бег укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что является профилактикой заболеваний сердца и легких.

Спортивные секции (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д.) помогают весело и с пользой провести время, а также укрепить сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. А также помогут найти друзей и научат работать в команде.

Плавание полезно тем, что при физических нагрузках в воде задействуются практически все мышцы человеческого тела. Известна огромная положительная роль плавания на позвоночник. В воде давление на него значительно снижается, при этом межпозвоночные диски расправляются, в результате идет формирование правильной осанки.

Последнее время большу?ю популярность набирает скандинавская ходьба с палками. Этот вид физической нагрузки полезен тем, что при ходьбе с палками очень хорошо тренируются мышцы спины, плечевого пояса, в то время как, к примеру, при беге мышцы верхней половины тела мало задействованы. Ученые подсчитали, что при скандинавской спортивной ходьбе получают повышенную нагрузку около 90% всех мышц человеческого тела, а при обычной ходьбе – только 70%. С другой стороны, опора на палки уменьшает нагрузку на коленные и тазобедренные суставы, а также на пяточные кости. Данное обстоятельство позволяет с успехом применять скандинавскую ходьбу при заболеваниях суставов нижних конечностей.

Использование турников или поднимание штангпомогает развивать мышечную систему и выносливость.

Режим дня — если человек соблюдает правильный режим, то у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д.

Регулярное посещение врачей помогает контролировать свое здоровье

Существует еще огромное множество всяких физических нагрузок для поддержания здоровья, однако нужно помнить главное: данные упражнения не будут эффективны, если они выполняются, время от времени, по воле случая, ведь одним из основных достоинств подобных упражнений является их систематичность и цикличность. Также трудно ожидать эффекта без дополнительных мер: правильного питания, закаливания, здорового образа жизни.

Таким образом, для поддержания здорового образа жизни необходимо соблюдать несколько простых правил:

соблюдать режим дня;

заниматься спортом (оздоровительной гимнастикой, например);

регулярно посещать лечащего врача с целью профилактики болезней и т.д.

Любой отказ от вредной привычки – это уже шаг к восстановлению здоровья. Но пока ты сам до этого не додумаешься, ничего хорошего не выйдет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: И курение, и алкоголизм, и, тем более, наркомания все больше и больше заставляют задумываться медицинских работников, да и простых граждан, думающих о своем будущем поколении, о том, как же предостеречь людей, еще не поддавшихся столь вредным привычкам, от пристрастия к этим золам современного общества. Все эти привычки сказываются на социальной, экономической, психологической и культурной жизни общества. Проанализировав результаты исследования и поиск информации в Интернете и других источниках, мы пришли к выводу, что многие студенты 1 курса используют вредные привычки (алкоголь, сигареты, а кто-то даже и наркотики). Но некоторые всё-таки стараются пренебрегать таким образом жизни.

Вредные привычки оказывают поистине колоссальный разрушающий эффект на организм человека. Для борьбы с вредными привычками необходимо более широко применять профилактику здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. «Движение – это жизнь!» — этот девиз должен быть у каждого студента.

Список литературы

Полезные и вредные привычки. Макаров Л.А., 1-е издание, 2001г, -240 с.

Всего одна жизнь. Лаврова К.Н, 1-е издание, 1984 г, — 402 с.

Способы борьбы с вредными привычками, методическое пособие, Кулушев И.Н, 2010 г, -50 с.

Источник:
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017 ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЦЕЛЬ: узнать, какие
http://scienceforum.ru/2017/article/2017039694

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Аннотация

Проблема данного социологического исследования заключается в изучении распространения алкоголя и табакокурения в жизни студентов. Показано, что у значительной части студенческой молодежи есть вредные привычки. Установлено, что одним из приоритетных заданий нынешнего времени есть повышение уровня образования студенческой молодежи по вопросам отказа от вредных привычек и зависимостей.

Введение

Проблема вредных привычек у студентов очень актуальна в наше время. Среди молодёжи редко встречаются те, кто не обладает вредными привычками. Дело в том, что молодые люди, находясь под влиянием стрессовых ситуаций — не готовы к решению проблем. Следствием такого психоэмоционального напряжения является возникновение различных форм девиантного поведения, самым распространенным из которых является аддиктивное поведение. Аддиктивное поведение заключается в том, что у человека формируется стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью поддержания интенсивных эмоций, что вызывает вредное воздействие на здоровье [1].

Как известно, привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись. В свою очередь вредные привычки — это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.

Изучив работы Бурова В.И. и Быкова Е.А. стало понятно, что значительной части студенческой молодежи присущи вредные привычки и зависимости, которые негативно влияют на состояние их здоровья. Поэтому образовательная и профилактически-воспитательная работа по проблемам аддиктивного поведения студентов имеет важное общественное значение. Что ещё раз подчёркивает актуальность выбранной темы исследования [2].

Современные исследования свидетельствуют о том, что к вредным привычкам склонна значительная часть студенческой молодежи. Аддиктивное поведение серьезная угроза для здоровья студентов. Оно негативно сказывается на их психическом и физическом состоянии, становится препятствием к успешному обучению, творческой активности и высокой работоспособности [1].

В свою очередь, медиками было установлено, что влияние постоянно действующих факторов риска приводит к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций [3].

Исследование

По статистистической тенденции последних лет в России курить дети начинают в среднем в возрасте 12-13 лет, в этом же возрастном промежутке они впервые пробуют слабоалкогольные напитки. Что касается учащихся высших учебных заведений, то здесь насчитывается около 75% юношей и 64% девушек, которые курят.

Для установления количества студентов с вредными привычками мною было проведено исследование, в котором участвовало 30 студентов. Им предлагалось анонимно ответить на ряд вопросов, связанных с их вредными привычками (Приложение 1). По результатам анкетирования было выявлено, что 73% курят, при этом из них 36% выкурили первую сигарету до 18 лет. Начали курить, потому что курили друзья – 33% , потому что курили родители – 3%, чтобы выглядеть старше – 25%, из любопытства – 12%. В среднем студенты выкуривают 14 сигарет в день и имеют курящих друзей. Все 73%, которые курят пытались бросить эту вредную привычку каждый более двух раз. Чаще всего студенты курят когда хотят снять стресс. А мешает 90% студентам — нежелание бросать свою вредную привычку.

Алкоголь пробовали 93% студентов, которые так же считают что он опасен для здоровья. Из них 21% попробовали алкоголь впервые до 18 лет. 86% ответили что выпивают в основном по праздникам, а 7% сказали что выпивают очень редко.

Вывод

Таким образом, можно заметить, что проблема вредных привычек студентской молодежи приобретает всеобщего значения и требует действенных методов профилактически-воспитательной работы. Решение проблемы аддиктивного поведения возможно в тесном взаимодействии власти, научных и образовательных учреждений, ученых, медиков, психогов, преподавателей, родителей, политиков, экономистов, средств массовой информации, христианской традиции.

Литература

Бурова В.И. Организация психологической работы со студентами по профилактике пьянства и наркомании. Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения. Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Владимир, ВГУ, 2010, С. 211-213.

Быкова Е.А. Развитие нравственного сознания студентов как фактор профилактики девиантного поведения. Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения. Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Владимир, ВГУ, 2010, С. 351-356.

Маховская О.И. Телемания: болезнь или страсть? Москва, Вильямс, 2008, 304 с.

Приложение 1

Анкета

— если «да», то когда вы выкурили первую сигарету

2. Почему вы начали курить?

— потому что ваши друзья курили;

— потому что курили ваши родители;

— потому что курил старший брат, сестра;

— чтобы выглядеть старше;

3.Сколько сигарет в день вы выкуриваете?

4.Большинство ваших друзей курит?

5. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить?

Если «да», то сколько раз

6. Употребляли ли вы когда-нибудь алкоголь?

— если «да», то когда вы впервые попробовали алкоголь?

7. Считаете ли вы, что алкоголь опасен для вашего здоровья?

— да; — нет; — не задумывался над этим

8. Как часто вы выпиваете?

-только по праздникам

-только с друзьями

-когда понимаю, что мне нужно выпить

9.Чаще всего я курю тогда, когда

10. Я делаю попытки бросить курить, но мне мешают такие обстоятельства, как__________________________________________________________

Студенческий научный форум — 2015
VII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Источник:
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015 Аннотация Проблема данного социологического исследования заключается в
http://scienceforum.ru/2015/article/2015009900

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ СТУДЕНТОВ И БОРЬБА С НИМИ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В условиях массового распространения различных видов вредных привычек среди детей и подростков создалась реальная угроза здоровью будущего поколения, а именно молодежи. Можно сказать, что вредные привычки являются неотъемлемой частью жизни каждого студента.

Вредная привычка – это многократно повторяющееся действие, отличающееся вредоносностью с позиции общественного блага, окружающих людей или здоровья человека, попавшего под влияние этой привычки.

Неизменными свойствами вредной привычки являются автоматизм и «не полезность» действия.

Вредные привычки могут быть как неполезными, так и откровенно вредными. Подобные автоматические действия человек проявляет вследствие слабоволия. Если человек не в состоянии проявить силу воли для того, чтобы продвинуться вперед, он попадает во власть привычки, которая бросает его на прежний путь, на совершение привычного действия. По сути, привычка и есть привычное действие.

Среди основных причин возникновения и распространения вредных привычек можно назвать:

уход от физического стресса;

неумение правильно использовать свободное время;

отчуждение и неустроенность в жизни.

К вредным привычкам студентов можно отнести:

Курение. Курение студентов, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной — сосудистой системах. Вскоре проявляются жалобы на отдышку при физической нагрузке. Число неуспевающих студентов возрастает в тех группах, где больше курящих. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками.

Злоупотребление спиртными напитками. Алкоголь замедляет работу мозга и делает для него неразличимыми сигналы нервных окончаний, именно поэтому у человека после употребления алкоголя резко снижается реакция и нарушается координация движений. Печальная статистика: алкоголь – одна из самых частых причин смерти молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет. У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющим. Злоупотребление алкоголем студентом резко сказывается на учебе из-за пагубного влияния на нервную систему организма.

Интернетмания. Интернет и компьютер являются неотъемлемой частью студенческой жизни. Курсовые, дипломы, доклады — все это требует использование информационных технологий. Но когда студент невылазно пропадает в «Контакте», «Одноклассниках», играет в компьютерные игры— это уже вредная привычка и как следствие зависимость. А зависимость поглощает свободное время, которое студент может провести с пользой для себя и учебы.

Зубрежка в последнюю минуту. Хотя многие поколения студентов клялись в эффективности этого метода, на самом деле спешная зубрежка приводит к тому, что информация быстро забывается, а также вызывает сильный стресс. А стресс пагубно сказывается на психическом состоянии студента, что снижает работоспособность.

Учеба в транспорте. Одна из распространенных плохих привычек студентов учиться в поезде, в автобусе, в самолете. На самом деле эти места отлично подходят для легкого чтения, но не для интенсивной учебы. Новая информация лучше усваивается в спокойном месте, а шум и гул, сопровождающие поездку, никак не способствуют этому.

Слишком много музыки. Музыка во время учебы, как и шум, может нарушать способность мозга воспринимать новую информацию, что мешает сосредоточиться на учебе и быстрее освоить информацию.

Борьбу студентов с вредными привычками нужно, прежде всего, проводить с помощью физической культуры.

Вредные привычки оказывают поистине колоссальный разрушающий эффект на организм человека. Для борьбы с вредными привычками необходимо более широко применять профилактику здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. «Движение – это жизнь!» — такой девиз должен быть у каждого студента.

Список используемой литературы:

Полезные и вредные привычки. Макаров Л.А., 1-е издание, 2001г, -240 с.

Всего одна жизнь. Лаврова К.Н, 1-е издание, 1984 г, — 402 с.

Способы борьбы с вредными привычками, методическое пособие, Кулушев И.Н, 2010 г, -50 с.

Источник:
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014 ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ СТУДЕНТОВ И БОРЬБА С НИМИ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
http://scienceforum.ru/2014/article/2014005040

Вредные привычки

  • Валеология
  • Выбор программы упражнений и ее реализация

Каждый человек имеет вредные привычки, что практически для всех является проблемой, которая играет далеко не последнюю роль в его жизни.

Привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись.

Вредные привычки — это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.

Эволюция человека обеспечила его организм неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Академик Н.М. Амосов утверждает, что запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент около 10, т.е. его органы и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в обыденной жизни.

Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:

  • Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей.
  • Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.
  • Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.
  • Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.

Наиболее распространенными среди вредных привычек являются курение и употребление алкоголя и наркотиков.

Вредными считаются такие пристрастия (привычки), которые оказывают негативное влияние на здоровье. Болезненные пристрастия — особая группа вредных привычек — употребление алкоголя, наркотиков, токсических и психотропных веществ в целях развлечения.

В настоящее время общее беспокойство вызывает привычка к употреблению наркотических веществ, что пагубно сказывается не только на здоровье субъекта и его социальном и экономическом положении, но и на его семье (и обществе) в целом. Частое применение фармакологических препаратов в целях развлечения вызывает лекарственную зависимость, что особенно опасно для молодого организма. В развитии у молодого человека зависимости от наркотических средств важную роль играют такие факторы, как индивидуальные особенности и восприятие ощущений от употребляемых наркотиков; характер социально-культурного окружения и механизм действия наркотических средств (количество, частота и способ введения внутрь — через дыхательные пути, подкожно или внутривенно).

Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) создана следующая классификация веществ, вызывающих зависимость:

  • вещества алкогольно-барбитуратного типа (этиловый спирт, барбитураты, седативные — мепробромат, хлоральгидрат и др.);
  • вещества типа амфетамина (амфетамин, фенметразин);
  • вещества типа кокаина (кокаин и листья коки);
  • галлюциногенный тип (лизергид — ЛСД, мескалин);
  • вещества типа ката — Catha ectulis Forsk;
  • вещества типа опиата (опиаты — морфин, героин, кодеин, металон);
  • вещества типа эфирных растворителей (толуол, ацетон и тетрахлорметан).

Перечисленные лекарственные препараты используются в лечебных целях, исключая эфирные растворители, и вызывают зависимость — привыкание к ним организма человека. В последнее время появились искусственно созданные наркотические вещества, действие которых превышает действие известных наркотиков, они особенно опасны.

Такой препарат немедицинского характера, как табак, также является наркотиком. Табак — вещество, вызывающее зависимость и способное наносить физический ущерб здоровью. Табак как стимулятор и депрессант оказывает относительно небольшой эффект на центральную нервную систему (ЦНС), вызывая незначительные нарушения восприятия, настроения, двигательных функций и поведения. Под действием табака даже в большом количестве (2-3 пачки сигарет в день) психотоксическое действие несравнимо с фармапрепаратами, но одурманивающий эффект наблюдается, особенно в молодом и детском возрасте. Поэтому табакокурение вызывает тревогу не только врачей, но и педагогов.

Социально-педагогические предпосылки приобщения к вредным привычкам

Начало приобщения к вредным привычкам, как правило, относится к подростковому возрасту. Можно выделить следующие группы основных причин приобщения молодежи к вредным привычкам:

Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют достаточно высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычка становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.

Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Поэтому такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения.

Ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревога и скука. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.

Трудности общения, свойственные людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями, окружающими, не легко подпадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легче поддаются их нажиму («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощенность и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.

Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребление вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. К счастью, большинство экспериментирующих этим этапом знакомства с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.

Желание уйти от проблем, видимо, основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения — проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время уходит.

Необходимо еще раз отметить особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку — всего лишь от трех до шести месяцев! Конечно же, для 14-15-летнего школьника, который готовится вступить в юношеский возраст, такое следствие употребления вредных веществ особенно опасно.

Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:

Особенности личности, темперамент, социальное окружение и психологическая атмосфера, в которой пребывает человек, способны оказать положительное или отрицательное воздействие на его привычки. Специалистами определены и сформулированы следующие причины, вызывающие развитие наркотической и лекарственной зависимости, характерные для молодых людей:

Но любой из перечисленных факторов может вызвать болезненную зависимость лишь у зависимых по складу характера (малодушные, бесхарактерные, легко травмируемые, слабые физически, морально неустойчивые и т.д.).

Большинство из названных факторов, являющихся первопричиной наркотической и лекарственной зависимости у молодых людей, обусловлено поведением человека, его восприятием и способностью подражать. Поэтому провоцирующие факторы, способствующие формированию будущего наркомана или токсикомана, лежат в семье, детском саду, школе, студенческой среде или другом социальном окружении. Но основной воспитывающий фактор все-таки принадлежит семье. Родители должны постоянно стремиться вырабатывать у детей определенные положительные привычки и навыки; аргументированный воспитательный процесс должен служить цели формирования стойкой жизненной позиции. Это большое искусство и терпение, которое приобретается в процессе жизни и шлифуется годами.

Говоря о негативной роли употребления спиртных напитков в социальной сфере, следует отметить также и экономический ущерб, связанный как с состоянием здоровья пьющих, так и с их поведением.

Так, например, наукой установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают работоспособность на 5-10%. У тех, кто употреблял алкоголь в выходные и праздничные дни, работоспособность ниже на 24-30 %. При этом особо выражено снижение работоспособности у работников умственного труда или при выполнении тонких и точных операций.

Экономический ущерб производству и обществу в целом обусловлен и временной нетрудоспособностью лиц, употребляющих алкоголь, который, с учетом частоты и длительности заболеваний, в 2 раза выше, чем у непьющих. Особый ущерб наносят обществу лица, систематически употребляющие спиртные напитки и больные алкоголизмом. Это обусловлено тем, что помимо больших потерь в сфере материального производства, государство вынуждено расходовать значительные суммы на лечение этих лиц и оплату их временной нетрудоспособности.

С медицинской точки зрения алкоголизм — это болезнь, характеризующаяся патологическим (болезненным) влечением к алкоголю. Прямым путем к алкоголизму ведет пьянство — систематическое употребление спиртных напитков в течение длительного времени или эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся во всех случаях выраженным опьянением.

К ранним симптомам алкоголизма относят:

  • потерю рвотного рефлекса;
  • утрату количественного контроля над выпитыми спиртными напитками;
  • неразборчивость в спиртных напитках, стремление выпить все купленное спиртное и т. п.

Одним из основных признаков алкоголизма является «похмельный» или «абстинентный» синдром, который характеризуется физическим и психическим дискомфортом и проявляется различными объективными и субъективными расстройствами: покраснением лица, учащенным сердцебиением, повышенным артериальным давлением, головокружением, головными болями, дрожанием рук, шаткой походкой и др. Больные с трудом засыпают, сон их поверхностный с частыми пробуждениями и кошмарными сновидениями. У них меняется настроение, в котором начинают преобладать подавленность, пугливость, страх, подозрительность. Больные неправильно толкуют слова и действия окружающих.

На поздних стадиях алкоголизма появляется алкогольная деградация, к основным признакам которой относят снижение этики поведения, утрату критических функций, резкое нарушение памяти и интеллекта.

Наиболее характерными заболеваниями при алкоголизме являются: поражение печени, хронический гастрит, язвенная болезнь, рак желудка. Употребление алкоголя способствует развитию гипертонической болезни, возникновению сахарного диабета, нарушению жирового обмена, сердечной недостаточности, атеросклерозу. У алкоголиков в 2-2,5 раза чаще встречаются психические расстройства, венерические и другие заболевания.

Значительным изменениям подвергаются железы внутренней секреции, особенно надпочечники и половые железы. В результате у мужчин — алкоголиков развивается импотенция, которой страдают около одной трети употребляющих алкоголь. У женщин, как правило, очень рано возникают длительные маточные кровотечения, воспалительные заболевания внутренних половых органов и бесплодие. Токсическое влияние алкоголя на половые клетки увеличивает вероятность рождения неполноценных в умственном и физическом отношении детей. Так, еще Гиппократ — основоположник античной медицины, указывал, что виновниками эпилепсии, идиотизма и других нервно-психических заболеваний детей являются родители, которые употребляли спиртные напитки в день зачатия.

Возникающие у пьяниц болезненные изменения нервной системы, различных внутренних органов, расстройства обмена веществ, деградации личности приводят к быстрому постарению и одряхлению. Средняя продолжительность жизни алкоголиков на 15-20 лет меньше обычного.

Общий механизм действия наркотических веществ на организм

Все наркотические вещества имеют общий механизм влияния на организм, так как являются ядами. При систематическом употреблении (для развлечения) они вызывают следующие фазы изменений в организме.

Первая фаза — защитная реакция. При первом употреблении наркотические вещества оказывают на организм токсическое (отравляющее) действие, и это вызывает защитную реакцию — тошноту, рвоту, головокружение, головную боль и т.д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает.

Вторая фаза — эйфория. При повторных приемах защитная реакция ослабевает, и возникает эйфория — преувеличенное ощущение хорошего самочувствия. Она достигается возбуждением наркотиками рецепторов (чувствительных структур) мозга, родственных эндорфинам (естественным внутренним стимуляторам, вызывающим чувство удовольствия). Наркотик на этой стадии действует как эндорфин.

Третья фаза — психическая зависимость от наркотиков. Наркотик, вызывающий эйфорию, нарушает синтез (выработку) эндорфинов в организме. Это приводит к ухудшению настроения человека, и он начинает стремиться получить удовольствие от приема наркотических веществ (алкоголь, наркотики и т.д.). Это еще более ухудшает синтез естественных «гормонов удовольствия» и усиливает желание принимать наркотические вещества. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к наркотику (это уже болезнь), которое заключается в том, что он постоянно думает о приеме наркотических средств, о вызываемом им эффекте, и уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение.

Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержания мыслей человека: о чем бы ни думал, чем бы ни занимался, он не забывает о наркотике. Как благоприятные он расценивает ситуации, способствующие добыванию наркотиков, а как неблагоприятные — препятствующие этому. Однако на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.

Четвертая фаза — физическая зависимость от наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к полному нарушению системы, синтезирующей эндорфины, и организм перестает их продуцировать. Поскольку эндорфины обладают болеутоляющим действием, то прекращение их синтеза организмом, принимающим наркотические вещества, вызывает физическую и эмоциональную боль.

Чтобы избавиться от этой боли, человек вынужден принимать большую дозу наркотического вещества. Так развивается физическая (химическая) зависимость от наркотических веществ. Решившись отказаться от приема наркотиков, человек привыкший к ним, должен пережить период приспособления, занимающий несколько дней, прежде чем мозг возобновит производство эндорфинов. Этот неприятный период называется периодом абстиненции («ломки»). Она проявляется в общем недомогании, снижении работоспособности, дрожании конечностей, ознобе, болях в различных частях тела. Многие болезненные симптомы хорошо заметны окружающим. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции, например, после приема алкоголя — похмелье.

Постепенно влечение больного к наркотику становится неудержимым, у него появляется стремление немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать одежду, унести все из дома и т.д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе преступления.

На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его наступает устойчивость организма к яду (развивается толерантность).

Пятая фаза — психосоциальная деградация личности. Она наступает при систематическом и длительном приеме наркотических веществ и включает эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

Самая лучшая тактика в борьбе с вредными привычками — держаться подальше от людей, страдающими ими. Если вам предлагают попробовать сигареты, алкогольные напитки, наркотики, попытайтесь уклониться под любым предлогом. Варианты могут быть разными:

  • Нет, я не хочу и вам не советую.
  • Нет, это помещает моим тренировкам.
  • Нет, я должен идти — у меня дела.
  • Нет, это вредно для меня.
  • Нет, я знаю, что мне это может понравиться, а я не хочу стать зависимым.

В вашей индивидуальной ситуации вы можете придумать свой вариант. Если предложение поступает от близкого друга, который сам только начинает пробовать никотин, алкоголь или наркотики, то можно сделать попытку объяснить ему вред и опасность этого занятия. Но если он не хочет слушать, то лучше оставить его, спорить с ним бесполезно. Помочь ему можно, только если он сам захочет бросить эти вредные занятия.

Помните, что есть те, кому выгодно, чтобы вы страдали вредными привычками. Это люди, для которых табак, алкоголь, наркотики — средство обогащения.

Человека, который предполагает попробовать сигарету, вино, наркотик, нужно рассматривать как своего самого злейшего врага, даже если до сих пор он был вашим лучшим другом, потому что он предлагает вам то, что разрушит вашу жизнь.

Вашей основной жизненной предпосылкой должен быть принцип здорового образа жизни, который исключает обретение вредных привычек. Однако если вы поняли, что приобретаете одну из вредных привычек, то постарайтесь как можно быстрее избавиться от нее. Ниже приведены несколько советов, как избавиться от вредных привычек.

Что делать, если близкий человек страдает вредными привычками?

Не впадайте в панику! Сообщите ему о своем беспокойстве, не пытаясь кричать на него или обвинять в чем-либо. Не читайте мораль и не начинайте с угроз. Постарайтесь объяснить ему всю опасность этого занятия.

Чем раньше ваш близкий осознает необходимость остановиться, тем больше шансов достичь положительного результата.

Убедите его обратиться за помощью к специалистам, помогите ему сделать жизнь интересной и наполненной без вредных привычек, открыть в ней смысл и цель.

Важно заинтересовать человека в саморазвитии, чтобы он научился расслабляться и радоваться без сигарет, вина или наркотиков. Ну а тем, кто сам страдает вредными привычками, еще раз советуем как можно скорее сделать все, чтобы прекратить это смертельно опасное занятие.

Источник:
Вредные привычки
Вредная привычка — закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.
http://www.grandars.ru/college/medicina/vrednye-privychki.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS