Проблемы и перемены в жизни

Перемены в жизни

Дата публикации 27 марта 2009 . Опубликовано в Статьи по психологии

Сменить прическу, работу, квартиру, круг общения, религию, город, страну. Уйти «к черту, к дьяволу, в монастырь» или отправиться на Таманский полуостров раскапывать черепки древних поселений… Что делать, когда желание изменить свою жизнь становится непреодолимым? Стоит ли решаться на перемены – или лучше не рисковать и оставить все как есть?

По мнению психологов, любая перемена — в той или иной степени стресс. Именно поэтому так трудно на нее решиться. «Если мысль об изменениях пришла в голову, это нельзя игнорировать. Когда человеку комфортно, желания что-то изменить, как правило, не возникает, — считает психолог Максим Ильин, — ведь в его основе лежит недовольство существующим положением вещей. Другое дело, что, действуя спонтанно, на гребне эмоциональной волны, мы подвергаем себя опасности. Ведь, совершая крутой поворот, мы не только приобретаем, но и теряем».

«Любая перемена — это потеря старого образа жизни, — соглашается семейный психолог Инна Хамитова, — пусть порядком надоевшего, но зато знакомого, привычного и прогнозируемого. А потому от момента, когда зарождается тень сомнения — а так ли все хорошо в нынешней ситуации, до принятия решения “наконец разорвать порочный круг” должно пройти время. Уход в одночасье, пусть даже и от нелюбимого мужчины, сродни аборту. То есть действие, которое приводит к нежизнеспособному результату. Ведь когда мы разрываем с прошлым на волне эмоций, велик риск рецидивов: попыток помириться с человеком, с которым “так решительно порвали”, вернуться на работу, которая “совершенно не устраивала”. Просто душа должна дозреть до перемен».


Специалисты подсчитали, что, преодолевая крутые виражи, наша психика проходит несколько этапов адаптации:

1. депрессия, или «предварительное горевание», когда становится ясно, что то счастье, которое мы когда-то испытывали, находясь рядом с тем или иным человеком или приходя изо дня в день на любимую работу, навеки потеряно. Воспоминания о том, как было когда-то хорошо, заставляют тосковать от осознания, что в этот рай больше не пускают;

2. агрессия и разочарования. Мы пытаемся переложить вину за случившееся на внешние обстоятельства: «Он все испортил», «Это все из-за завистливой коллеги!»;

3. смирение. В этот момент приходит понимание, что хотя теперь все и «не так», но жизнь продолжается;

4. принятие и вербализации решения. Мы понимаем, что это больше «не наша жизнь», и. ощущаем готовность принять перемены.

«Моральное облегчение невозможно без флешбэков, мысленного возвращения к беспокоящей ситуации или к человеку, — продолжает Инна Хамитова, — скорбь из-за расставания с прошлым, некая “траурная реакция” неизбежна, это этап заживления души, который можно и нужно пройти».

По словам эксперта, единственное, чего следует опасаться, это «застревания», которое весьма вероятно на каждом из этапов. К примеру, многим не удается преодолеть этап агрессии. Вспоминать о том, каким негодяем был муж, через двадцать лет после развода — тот самый вариант.

Как быстро мы сможем привыкнуть к переменам, зависит от нашего психического склада и темперамента. Когда психика ригидна (от лат. rigidus — жесткий, твердый) — неспособность и неготовность личности к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений.), на адаптацию могут уходить годы. В этом случае лучше особенно вдумчиво взвесить все за и против.

«Гораздо легче решиться на изменения в той сфере, где свободнее себя чувствуешь, — говорит Максим Ильин. — Крутой профи с легкостью меняет места работы, у него нет той социальной робости, которая останавливает специалиста “средней руки”, не ощущающего особой востребованности на рынке. Еще проще решиться, когда подобный опыт уже был: впервые создать семью в сорок лет значительно сложнее, чем уйти от третьей жены».

В системе Таро предвестником перемен становится карта Chariot, или Колесница. Правящий ею Воин-победитель символизирует важный переход от регистра «Дамы», воплощения бессознательного и эмоционального начала, к «Пятеркам», которые отражают свободные творческие проявления. По мнению психолога Владимира Кенарского, этот символ в Таро был выбран не случайно: мистики древности знали, что способность решиться на перемены — это победа над самим собой. «Ответ на вопрос, как изменить свою жизнь, на первый взгляд кажется банальным — требуется изменить себя, — говорит он, — но вот это как раз не у всех получается.


Нам часто кажется, что в один прекрасный день мы вдруг проснемся другим человеком. Но на это вряд ли стоит рассчитывать: чтобы изменить что-то в себе, нужно проделать большую внутреннюю работу и делать ее нужно последовательно».

Даже решившись и сделав первый шаг, важно не остановиться и пойти дальше. Ведь на пути придется встретить сопротивление — обстоятельств и даже близких людей.

Зачастую наше окружение не готово с легкостью принять нас изменившимися. Здесь, по словам Инны Хамитовой, «срабатывает» тот же страх перед потерей. К примеру, привыкнув видеть вас в роли милой и застенчивой девочки, нуждающейся в поддержке и советах, привыкшая вас опекать старшая родственница, сестра или мама не сразу свыкнется с тем, что теперь вы — взрослая и независимая и не хотите «жить чужим умом».

Американский психолог Шерри Картер-Скотт, автор книги «Если любовь — игра, то вот ее правила», полагает, что значительная часть супружеских размолвок и разводов объясняется неготовностью к переменам в характере партнера: «Зачастую люди противятся идее о том, что они сами и обстоятельства их жизни будут постоянно меняться. Они вступают в связь, убежденные, что их жизнь в основе своей будет оставаться такой, какая есть. Подумайте, сколько перемен происходило с вами в последние 10, 20, 30 лет? Как вы изменились с тех пор, когда вам было 17, 20 и даже 30 лет? Теперь умножьте эту величину на два, поскольку ваш союз включает двух человек. Вам станет понятно, почему так важно научиться справляться с переменами».

«Одна из причин неприятия перемен нашим окружением — в том, что часто мы относимся друг к другу полуфункционально, — говорит Максим Ильин, — то есть видим наших близких не теми, кто они есть на самом деле, а теми, кем нам хотелось бы их видеть. Один из самых распространенных сценариев: взаимодействие в негативно-дополняющих ролях по модели, описанной последователем Эрика Берна, психологом Стефаном Карпманом, где главные роли играют “Жертва”, “Преследователь” и “Спаситель”».

Негативное взаимно–дополняющее взаимодействие происходит неосознанно: мы видим себя щедрыми спасителями несчастной жертвы, праведными преследователями нечестивых и жертвами жестоких и сильных. На самом же деле «Жертва» ищет «Спасителя», на которого пытается скинуть ответственность за решение своих проблем. Затем «Жертва», проблемы которой не решаются, превращается в «Преследователя» и начинает искать виновных в том, что жизнь не удалась. Виновным, конечно же, оказывается «Спаситель», на которого и обрушивается гнев и нападки.

«При этом каждый из участников получает вторичные выгоды: возможность не брать на себя ответственность (“Жертва”), невозможность заниматься своими проблемами (“Спаситель”), — продолжает Максим Ильин. — Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность. Это именно тот случай, когда ситуацию необходимо изменить».

По его мнению, планируя какие-либо изменения, важно найти окружение, которое способно нас в этом поддержать. Это может быть Интернет-сообщество, кто-то из старых друзей или новых знакомых…

Что же сдерживает нашу решимость? Опасения, что жизнь в новом качестве, с другим человеком, в другой стране или в новой профессии станет хуже. Иными словами, страх совершить ошибку…

Психологи считают, что алгоритма безошибочных жизненных ходов не существует, все мы пробуем и смотрим, примеряем на себя поступки и модели жизни других людей. Иначе мы сидели бы в собственной скорлупе. Поэтому, планируя радикальные перемены, по выражению австрийского психолога и психотерапевта Альфреда Ленгле, важно «посмотреть вглубь себя» и постараться услышать ответ своей души, не засоренный чужим мнением.

«Важно научиться отличать то, что нам нравится, оттого, что действительно близко, — поясняет Максим Ильин, — например, мне нравятся спецназовцы. Я с удовольствием смотрю их показательные выступления, но при этом я понимаю, что лично мне не стоит становиться одним из них. В этом случае лучше остановиться».

Итак, поняв, что необходимость перемен назрела, стоит для начала разобраться, что же мешает нам быть такими, какими хочется. Желательно сделать это письменно: ведь то, что кажется слишком умозрительной материей в наших раздумьях, приобретает ясность на бумаге.

Можно даже оформить грядущие перемены, как план кампании. Подробно описать желаемый результат, план действий, возможные риски.

Даже когда перемены желаемы и запланированы, на некоторых этапах может возникнуть ощущение потери контроля над своей жизнью. Чтобы это не сбивало с толку и не становилось препятствием на пути к дальнейшему продвижению, психологи советует использовать следующие приемы:

«Заземление»

Эта тактика используется в телесно-ориентированной терапии. По мнению психологов, чувство утраты опоры («земля уходит из-под ног») связано все с тем же страхом потери контроля. Предназначение тактики: помочь вновь твердо встать на землю. Попробуйте ощутить, как вы ступаете по земле. Ходите чаще пешком, ступая осознанно, это поможет вам почувствовать, что земля по-прежнему вас держит. Можно потопать, со всей силой наступая то на одну ногу, то на другую. Нелишне припасть к земле. Это действует на бессознательном уровне, а тело отзовется на это с благодарностью.

«Эксперимент»

Чтобы примириться с изменениями, надо относиться к ситуации как к эксперименту. Поиграйте в стороннего наблюдателя: вы не идете к суперважной цели, где на карту поставлено все, а просто исследуете жизнь, чтобы посмотреть, что из этого получится. Важно сохранять готовность к различным исходам, это поможет уменьшить внутреннюю напряженность, а значит, и увеличит шансы на удачный исход.

«Бабочка»

Отличный способ преодолеть неизбежно возникающее в таких обстоятельствах беспокойство поможет техника, разработанная автором бестселлера «Книга-мечта. Волшебство на каждый день» Джил Эдвардс.

Глубоко расслабьтесь и представьте, будто вы находитесь внутри темного кокона, который настолько облекает вас, что вам трудно дышать. Как вы себя чувствуете? Когда захотите обрести свободу, мягко потянитесь и ощутите, как легко разрывается кокон, впуская солнечные лучи. Вы рождаетесь на свет прекрасной бабочкой, и ваши крылья готовы раскрыться. Поднимайтесь над землей, смотрите на деревья, дома и реки. Когда будете готовы, направляйтесь к одной из горных вершин. Оказавшись на вершине, закричите: «Я доверяю своей внутренней мудрости и интуиции! Я открываю себя навстречу новым возможностям!» После этого вернитесь обратно в комнату.

1. Когда жизнь в привычных и по-своему комфортных обстоятельствах становится изменой самому себе. Вам приходится сносить унижения и придирки, соглашаться на неприемлемую для вас роль или делать то, что противоречит вашим принципам, ради того, чтобы сохранить статус, доход, работу.


2. Когда вы понимаете, что в данной ситуации (профессия, окружение, семья) у вас нет перспектив для развития и роста. Хотим мы того или нет, но это прямой путь к деградации.

3. Когда ваш союз исчерпал все свои ресурсы, и вы идете на компромисс ради детей. Помните, что для детей это только хуже. Во-первых, они перенимают негативную модель построения отношений. Во-вторых, дети в таком браке несут непосильный груз — чувство вины за вашу «сломанную» жизнь.

Илья Короп, поэт, писатель. В 33 года ушел с должности вице-президента компании «Рольф»:

— Уход с работы совпал с разводом – я прощался с прошлой жизнью. Когда я принял решение уйти, то почувствовал облегчение. Поменял полностью поток жизни, абсолютно не знал, что будет дальше. Потерял стабильность, уверенность, взамен же получил способность заниматься творчеством. Кришнамурти говорил: откройте в себе внутреннего учителя. Все три года я практиковал йогу, читал книги, а потом уехал на Тибет.

Андрей Яковлев, аспирант-лингвист, стал переводчиком с турецкого языка: — Промаялся я в родном институте примерно полгода. Листал иногда газеты, обзванивал знакомых, даже ходил по улицам, смотрел объявления на столбах. Пока не попалось на глаза объявление о работе переводчика с английским в дирекцию крупного строительного проекта за границей, в Турции. Собрался я за один день: покидал все предметы первой необходимости в чемодан и улетел. На практику приехали местные студенты и с ними — милая проектировщица-турчанка, в которую я вскоре, по молодости, не на шутку влюбился. У меня появился стимул начать, наконец, серьезно изучать турецкий язык… Проектировщица со студентами месяца через два уехала, но «процесс пошел», и через год язык я знал вполне неплохо. В общей сложности я провел в Турции пять лет.

Источник:
Перемены в жизни
Перемены в жизни. Стоит ли решаться на перемены – или лучше не рисковать и оставить все как есть?
http://www.vitamarg.com/konsultacii/article/545-peremenivgizne

Проблемы и перемены в жизни

Сны забываются… Боль унимается… Раны срастаются… Время меняется… Судьбы ломаются. Люди меняются… Чувства теряются… Маски снимаются. Взгляды меняются… Мысли метаются. Что-то находится. Что-то теряется… Время меняется… Переживается… И забывается… Жизнь продолжается.

Все, что происходит в нашей жизни — к лучшему. Иногда кажется — тупик, не получилось, не случилось, не сбылось, дальше только боль и пустота. Оказывается — не тупик, а крутой поворот, не конец жизни, а начало новой. И самые тяжкие разочарования превращаются в новые счастливые встречи. И вдруг понимаешь — все было к лучшему.

Времена меняются: машина теперь необходимость, а дети роскошь.

Не бойтесь в жизни перемен,
Тем более — неотвратимых.
Они приходят в тот момент,
Когда они — необходимы.

Я восхищаюсь женщинами, которые однажды перестают рыдать и учиняют какое-нибудь « безобразие»: меняют работу, заводят нового любовника, принципиально « отличного от других», уезжают к черту на кулички или наращивают себе ногти ( ресницы, грудь), не важно, главное — меняются!

А знаете чего, по статистике, человек боится больше всего? Не тараканов и даже не высоты! Оказывается, самый большой страх большинства, это страх ПЕРЕМЕН. Мы не понимаем, что именно перемены делают нашу жизнь ЖИЗНЬЮ! Не бойся перемен, рискуй, борись и побеждай!

седня ночью заснуть не мог, все вокруг настолько достало, думаю ХАРЕ. Надо что-то менять! Но что…
…жену? Двое детей, 10 лет в браке… Работу? Вроде платят ничего, временами интересно… Пол или ориентацию — да не дай бог.
…намучавшись, часов в 5 Утра включил комп… Сменил обои… Не поверишь — заснул счастливый!)

Сидя на карусели, далеко не уедешь. Ничего не меняя, лучше не заживешь.

Когда кажется, что жизнь стала тусклой, может, просто стереть с нее пыль — в виде ненужных вещей, неинтересных встреч, бессмысленных разговоров?

Как хочется мне заново родиться, уже имея опыт за спиной… От всех своих грехов освободиться и жизнь пройти дорогою другой. Не повторять ошибок прошлых… Не забывать всех тех, кого любила, не обещать того, что невозможно и вспоминать всех тех, кого забыла!

Не бросайте на ветер слов, погода переменчива, всегда есть вероятность того, что через некоторое время, направление ветра изменится и именно ваши слова собьют вас с ног.

Всем дается шанс что-либо изменить в своей жизни, но мало кто решается воспользоваться им, боясь перемен…

Люди никогда не меняются к лучшему через ненависть, осуждение или приговор. Мы меняемся через прощение, любовь и веру в собственные силы.

Не бойтесь рисковать и остаться у разбитого корыта… Бойтесь просидеть у своего корыта всю жизнь и не сделать ничего, чтобы начать жить лучше.

В жизни каждой женщины наступает период, когда она устает чего-то ждать, на что-то надеяться или с чем-то мириться, и ей просто хочется одного — стать счастливой. И когда женщина наконец-то принимает такое решение — от нее можно ждать чего угодно.

Когда человеку обрывают крылья, ему становится так больно, что чтобы как-то жить и куда-то двигаться, он может только ползти… проходит какое-то время и в большинстве случаев он поднимается с колен и снова учится ходить, а у некотодых даже вырастаю крылья… Только сам человек решает, стоять на коленях, ползти, идти вперед или лететь. Я свой выбор сделала.
Рожденный летать, нечего другого делать не станет.

Источник:
Проблемы и перемены в жизни
перемены: цитаты, высказывания, афоризмы на сайте InPearls.ru
http://www.inpearls.ru/pearls/tag/id/2484/value/peremeny

Проблемы и перемены в жизни

Жизнь не статична, и мы можем быть абсолютно уверены в том, что перемены будут происходить всегда. Перемены в жизни бывают позитивными и негативными, они могут либо стать освежающим стимулом, либо внести в нашу жизнь деструктивные элементы, нарушить гармонию. Чтобы перемены не унесли с собой все, что ценно для нас, нужно уметь поддерживать равновесие в потоке постоянных изменении.

Для людей, уверенных в себе, непостоянство — это возможность выйти за пределы зоны комфорта, чтобы встретить перемены и использовать их к своей выгоде. Робких людей перемены пугают. Они предпочитают оставаться в зоне комфорта, довольствуясь заурядностью, не рисковать ради стремления к совершенству. Перемены становятся вдохновляющими, когда вы сами их выбираете. Тогда это не внешняя угроза, а желанное приключение.

Выбирая перемены, мы повышаем свою жизнестойкость. Они помогают нам адаптироваться к новым обстоятельствам и оправиться от неприятностей. Если рассматривать перемены позитивно, как источник возможностей для роста, то они могут укрепить гармонию. И наоборот, неприятие перемен может привести к дисбалансу. Говорят, что невозможно войти в одну и ту же реку дважды, так как вода постоянно утекает. То же верно и применительно ко времени. Наше время отмечено ускоренной эволюцией. На смену старым схемам постоянно приходят новые.

Посмотрите, как интернет и другие технологии революционизировали подходы к общению и ведению бизнеса. Нам приходится вновь и вновь учиться и переучиваться, несмотря на угрозу информационной перегрузки. По данным Томаса Холмса и Ричарда Pare, создателей известной шкалы стресса, в первом десятилетии XXI века жизнь стала на 44% сложнее, чем 50 лет назад.

Люди, выросшие в ту эпоху, должны адаптировать свое отношение к переменам. Если мы позволим переменам подавлять нас, это повлияет на нашу само оценку, на наши отношения, а в конце концов и на наше здоровье. Мы уподобимся динозаврам, хорошо приспособленным к старой среде, но неспособным выжить в изменившемся окружении. Когда сотрудника компании National Cash Register NCR Томаса Уотсона уволили с хорошо оплачиваемой работы, его жизнь драматически изменились, но он не позволил этому обстоятельству вы вести себя из равновесия.

Вместо этого он основал собственную компанию—International Business Machines. Сейчас мы знаем ее как IBM, а Уотсона — как легенд у мира бизнеса. Когда у Ли Якокки возникли разногласия с Генри Фордом II, автомобильный магнат напомнил президенту своего крупнейшего подразделения, что компания носит имя Форда, а не Якокки- и Ли тут же потерял работу. Однако Якокка не стал впадать в хандру: возглавив барахтавшуюся на дне Chrysler Corp., он поставил компанию на ноги и сам заработал состояние. Не набравшись опыта, вы всегда будете оставаться подмастерьем в жизни.

Звездой хоккея можно стать только после многих лет соревнований в лиге, где игра ют очень сильные соперники. Прекрасный спикер выходит на мировой уровень лишь после того, как несколько сотен раз выступит перед публикой. Опыт дает вам знания, понимание и мудрость, не обходимые для успеха. Вы знаете, где находятся подводные камни, какие ошибки не нужно повторять. Вы становитесь более зрелым и приобретаете уверенность в себе. Раньше люди мечтали о золотом веке, когда всю работу за нас будут выполнять машины, а мы сможем проводить свое время, как захотим.

Увы, это была только мечта. Прогресс лишь увеличил продолжительность рабочего дня большинства людей, занятых в высокотехнологичных отраслях. Восьмичасовой рабочий день остался в прошлом. Рабочий день продолжительностью 11 -12 часов перестал быть исключительно бременем топ-менеджеров, став нормой для многих менеджеров и специалистов рангом ниже.

Это усложняет поддержание баланса между работой и семьей. Некоторые компании решают эту проблему, вводя гибкий график работы, открывая корпоративные детские сады и разрешая сотрудникам работать из дома. «Перемены приходят ко всем одновременно, — говорит Азим Премджи, СЕО индийской компании Wipro Corporation. Но некоторые осознают их быстрее, чем остальные».

Вот контрольный список, который пригодится тем, кто хочет научиться конструктивно реагировать на перемены в жизни:

  • Оттачивайте навыки приспособления к новым условиям.
  • Не противьтесь переменам.
  • Учитесь предвидеть перемены, не позволяйте им застигнуть себя врасплох.
  • Пополняйте и используйте свою копилку стратегий для решения проблем, возникающих при столкновении с переменами.
  • Используйте кризис как трамплин для совершения рывка.
  • Продолжайте учиться всю жизнь, чтобы опережать перемены.
  • Будьте верны своим принципам, несмотря на перемены.
  • Используйте перемены, чтобы изменить шаблоны поведения.
  • Используйте свой опыт переживания перемен как основу для личного роста.

Жизнь современного человека сложно представить без кредитов. Если вы решили его получить, то кредитный калькулятор позволит вам произвести расчет будущих платежей, а также платежи в случаи досрочного погашения кредита.

Источник:
Проблемы и перемены в жизни
Жизнь не статична, и мы можем быть абсолютно уверены в том, что перемены будут происходить всегда. Перемены в жизни бывают позитивными и негативными, они могут либо стать освежающим стимулом, либо
http://www.budzdorvum.ru/index.php/raznoe/811-peremeny-v-zhizni.html

Традиции и перемены в жизни российской деревни 1921-1928 гг: По материалам губерний Центрального Черноземья Безгин, Владимир Борисович

Традиции и перемены в жизни российской деревни 1921-1928 гг. : По материалам губерний Центрального Черноземья Безгин, Владимир Борисович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Безгин, Владимир Борисович. Традиции и перемены в жизни российской деревни 1921-1928 гг. : По материалам губерний Центрального Черноземья : автореферат дис. . кандидата исторических наук : 07.00.02 / Тамбовский техн. ун-т.- Пенза, 1998.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-9/3590-1

Введение к работе

Актуальность темы. Попытка «деколлективизации» современной деревни побудила ученых к осмыслению проблемы «традиций и новаций» в аграрной истории. Ход последней реформы показал, что выводов из «уроков» истории власть не извлекла, а новые задачи могут сопровождаться прежними просчетами и старыми ошибками.

Современный интерес к проблемам аграрной истории вполне объясним. Крестьянство советской эпохи не было обделено вниманием исторической науки. Объектами изучения ученых являлись вопросы классовой борьбы в деревне, деятельность сельских Советов, аграрная политика компартии, культурное строительство и кооперативное движение па селе. В то же время проблемы общественного сознания, социальной психологии, быта и повседневности деревни остались мало изученными.

В последние годы изучение проблемы вышло на качественно новый этап. Крестьянство рассматривается не только в качестве объекта властных воздействий, но и в роли субъекта, способного проявлять инициативу, оказывать влияние и сопротивление, изменять политику государствами в этом плане важным представляется выяснение степени сохранности традиционных устоев сельского бытия, роли и значения перемен в различных сферах жизни деревни.

Актуальность настоящей работы определена современным состоянием российского села. Провал политики «фермеризации» требует научного осмысления. Задача не может быть решена без анализа природы крестьянской экономики, выяснения роли и последствий государственного вмешательства, определения значения сельскохозяйственной кооперации в аграрном производстве. Дальнейшей разработки требуют вопросы осознания крестьянством прогресса, взаимодействия деревни с «внешними» структурами, экологических и производственных традиций в жизни села, особенностей крестьянской культуры и тенденции в ее изменении.

Обращение к истории доколхозной деревни в период нэпа не случайно. Во-первых, это пограничная ситуация в развитии российского села, во-вторых, при всех оговорках, это время перехода к рынку, и, как следствие, отражение этого процесса в крестьянском сознании. Современное вхождение деревни в рынок рождает схожие проблемы, хотя шалогия весьма условна. Изучение опыта прошлого может быть использовано в деле возрождения деревни в приемлемых для нее формах.

Объектом исследования является жизнь российской деревни в 1921 — 192S гг.; предметом — традиции общинного уклада, изменения, произошедшие в производственной, социально-политической и духовной ;ферах жизни доколхозной деревни. Под термином «традиция» автор тонимает исторически обусловленную форму поведения (деятельности),

закрепленной в обычаях и обрядах. Ее носителем выступает групповое сознание. Переїдена, в данном контексте, есть видоизменение установившейся традиции, как результат внутренних потребностей социума или воздействий извне.

Цель исследования состоит в изучении жизнедеятельности крестьянства Центрального Черноземья в период нэпа, выяснении сущности перемен в традиционном укладе российского села. В рамках работы автор предполагает решение следующих задач:

показать роль общинных традиций в сфере аграрного производства, социального движения, духовной жизни села;

определить степень влияния на крестьянство властных воздействий в области земельных отношений, кооперативного’движения, советского строительства, политического просвещения. Проанализировать взаимоотношения сельского мира и власти как центральной, так и местной. Выяснить факторы, формирующие политические настроения деревни и характер крестьянских требований;

исследовать механизм восприятия (отторжения) крестьянством нововведений, роль и место в этом процессе менталитета;

охарактеризовать эволюцию традиционных сельских институте;: (семьи, двора, общины), изменения жизненных установок и духовны? ценностей крестьянства;

выявить соотношение «старого» и «нового» в деревенской культуре и сельской повседневности.

.См.: Железно» Ф. Воронежская деревня. Больше-Верейская волость. Воронеж,

1926. Вып.2.; Феноменов М.Я. Современная деревня (опыт краеведческого обсле-

ювания). М.-Л., 1925. 4.1.

См.: Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства. М., 1925; Челинцев А.Н.

Эныт изучения крестьянского сельского хозяйства. Харьков, 1919; Хрящева А.И.

Группы и классы в крестьянстве. М., 1924.

1 Лужин А., Резунов М. Низовой советский аппарат. М., 1929; Резунов М.Т. Сель-

;кие советы и земельные общества. М., 1928; Яковлев Я.А. Сельсоветы и волис-

толкомы. М.-Л., 1925.

См.: Дембо Л.И. Крестьянский двор и земельное общество. Л., 1926. 4.2.; Коз-юв Н. И. О зе.мельном обществе. М.-Л., 1926.

образования села и роли их в политико-просветительной работе. 1 В ряде работ анализировались перемены в быту, языке и повседневности села, выявлялись характерные черты «новой деревни». 2 Отсутствие в 20-е годы серьезных научных трудов отчасти компенсировалось обилием публицистических работ, содержащих богатый фактический материал.

В 30-е — начале 50-х годов социологические исследования советского села практически не проводились. В работах в основном рассматривались социально-экономические мероприятия в деревне, анализировались изменения классовой структуры села. Приоритетными являлись вопросы деятельности местных партийных организаций, кооперативного строительства, земельной политики советской) государства, идеологической и политико-просветительной работы компартии в деревне. >

1 См.: Ботовой И.В. Деревенские будни. Очерки массовой работы в деревне. М,-
Л., 1928; Деревенские ячейки и культурная работа в деревне. Сб. ст. М., 1925;
Кретов Ф. Деревня после революции. М., 1925.

2 См.: Большаков A.M. Советская деревня за 1917-1924 гг. Л., 1924; Григоров Г.,
Шкотов. С. Старый и новый быт. М.-Л., 1927; Селищев A.M. Язык революцион
ной опохи. М., 1928.

3 См.: Окатов Н.А. Мероприятия Коммунистической партии по укреплению союза
с трудящимся крестьянством в 1921-1925 годах // Учен. зап. Тамб. пел. ин-та.
Тамбов, 1958. Выл.17; Фрид Л.С. Очерки но истории развития политико-
просветительной работы в РСФСР (1917-1929) — Л.: Ком. полит.-иросвет. ин-т,
1941.

4 Поляков Ю.Л. Переход к нэпу и советское крестьянство. М,, 1967.

5 Данилов В.П. Земельные отношения в советской доколхозной деревне // Исто
рия СССР. 1958. №3; Трапезников СП. Исторический опыт КПСС в социалисти
ческом преобразовании сельского хозяйства. М., 1959.; Шарапов Г.В. К вопросу о
сущности уравнительного землепользования в Советской России // Вопросы исто
рии. 1957. №3.

формы и степень изменения в сознании, духовном облике, психологии и культуре.

С конца 80-х годов в связи с начавшимися в обществе переменами проблемы новой экономической политики оказались в центре внимания. В ходе развернувшейся дискуссии вокруг причин возникновения режима личной власти Сталина, ряд исследователей усматривал их в разрушении жизненных основ патриархального крестьянства, в ломке традиционной культуры села, в отказе от старых духовных ценностей. 4 К положению доколхозного крестьянства в поисках аргументов обращались ученые в рамках полемики о роли «объективного» и «субъективного» факторов в отказе от нэпа. Следствием выработки новых концеп-

1 Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные
отношения. М., 1979; Селунская В.М. Изменения социальной структуры советской
деревни. М., 1979; Жиромская В.Б. Социально-классовая структура доколхозной
деревни Центрального Черноземья в 20-е годы. // Проблемы изменения социаль
ной структуры советского общества. М., 1980; Рогалина Н.Л. Социальная динами
ка советского крестьянства в 1920-х гадах // История СССР. 1987. №1.

2 См.: Хвостова Л.Б. Советская кооперация и общественное сознание крестьянства
ио 2-й половине 20-х годов // Вестник МГУ. 1982. №1; Клименко В.В. Сельскохо
зяйственная кооперация и крестьянское хозяйство во второй половине 20-х годов
// Вестник МГУ. 1983. №4; Пирожков Г.П. Партийное руководство партийньш
строительством в Черноземном Центре РСФСР (1921-1929 гг.):
Дис.канд.ист.наук. М., 1982. .. , .

3 См.: Кабанов В.В. Октябрьская революция и крестьянская община // Историче
ские записки. ТЛИ. М., 1984; Данилов В.П. К изучению культуры и быта совет
ской доколхозной деревни // Советская культура: история и современность. М.,
1983. и др.

4 См.: Козлов В.Л. Человек революционной эпохи (К методологии исторического
исследования) // Советская культура история и современность. М, 1983; Мяло К.
Оборванная нить: Крестьянская культура и культурная революция // Новый мир;
1988. №8.

туальных подходов стало вовлечение в научный оборот новых источников, перенос акцента с положительных сторон нэпа на менее изученные его «негативные» моменты.

Заметный вклад в освещении темы внесли труды западных коллег. Анализу традиционных форм крестьянского общества, двора, семьи посвящены работы Т. Шанина. Истоки консерватизма крестьянской агро-

1 См.: Есиков С.А., Протасов Л.Г. «Антоновщина»: новые подходы // Вопросы
истории. 1992. №6-7; Кознова И.Е. Крестьяне и вдасть в аграрных преобразовани
ях XX века // Крестьяне и власть: Мат-лы науч. конф. М.-Тамбов, 1996. и др.

2 См.: Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991; Никольский С.А. Власть и
земля.Хроника утверждения бюрократии в деревне после Октября. М.,1990.; Нэп:
приобретения и потери: Сб. статей. М., 1994.

3 Кабанов В.В. Крестьянская община и кооперация России XX века. М., 1997;
Есиков С.А. Крестьянское хозяйство Тамбовской губернии в начале XX пека (1900
— 1921 гг.). Тамбов, 1998.

4 См.: Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.). Мат-лы. международ.
конф. М., 1996; Революция и человек. Социально-психологический аспект. М.,
1996; То же: быт, нравы, мораль. М., 1997.

5 См.: Кондращин В.В. История села Лох // Крестьяновсдение. Теория. История.
Современность. Ежегодник. 1997. М., 1997; Голоса крестьян: Сельская Россия XX
века в крестьянских мемуарах. М., 1996. .

6 Подробнее см.: Фадеева О.П. Историко-социологические исследования сельской
жизни в. России (1990 — 1995 гг. и 1995 — 1996 гг.) // Крестьяновсдение . 1996.
М., 1996.

В диссертации, таким образом, учтены важнейшие достижения отечественной и зарубежной историографии по данной проблематике и теме исследования. Общий обзор исторической литературы рассматриваемой темы показывает, что роль традиций и значение фактора перемен в жизни российского села периода нэпа изучены недостаточно. Дальнейшая разработка проблемы предполагает расширение источнике-вой базы исследования и применение интеграционного подхода, что позволит интерпретировать тему с позиции современного уровня развития исторической науки.

1 Ш;шин Т. Крестьянский двор в России // Великий незнакомец: Крестьяне и
фермеры в современном мире: Хрестоматия. М, 1992; Мандра А Продолжение
размышлений о конце крестьянства: двадцать лет спустя: Реферат // Отечественная
история. 1994. №2; Скотт Дж. Моральная экономика крестьянства. Восстания и
выживание в Юго-Восточной Азии: Реферат// Отечественная история. 1992. №5.

2 Вольф Э. Крестьянские восстания // Великий незнакомец . М., 1992; Скотг Дж.
Оружие слабых обыденные формы сопротивления крестьян // Крестьянопедение .
М., 1996; Таниучи У. Система уполномоченных — партия, советы и аїрарная ком
муна // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994; Фицпатрик Ш. Клас
сы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20-х годов // Во
просы истории. 1990. №8.

3 Добровольский К. Традиционная крестьянская культура // Великий незнакомец
. М., 1992; Там же. Редфилд Р. Малое сообщество. Крестьянское общество и
культура: Реферат // Отеч. история 1994. №6.

4 Левин М. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи // Крестьяноведение.
1997 . М.. 1997.

Источники исследования. Основу источниковой базы составили архивные материалы. Автором изучены 10 фондов центральных и местных архивов, просмотрено около 700 дел. В работе использованы материалы фондов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Центров документации новейшей истории Воронежской (ЦДНИВО) и Тамбовской (ЦДНИТО) областей, Государственных архивов Воронежской (ГАВО), Курской (ГАКО) и Тамбовской (ГАТО) областей.

Большая часть материалов вводится в научный оборот впервые, в том числе документы, рассекреченные в последние годы. Автором изучены фонды губернских, ряда уездных исполнительных и партийных комитетов Центрального Черноземья. Наряду со стенограммами, протоколами советских и партийных органов была привлечена делопроизводственная документация, отчеты, переписка, заявления и т.п.

Услышать голос крестьян 20-х годов, взглянуть на события «изнутри» нам позволили материалы волостных беспартийных конференций региона. Учет материалов этих конференций дал возможность глубже проанализировать суть жизненных ценностей, характер политических установок, содержание экономических требований крестьянства. Другим источником (ранее закрытым) в изучении общественного сознания крестьянства в 1920-е годы стали политдонесеиия и сводки ОГПУ. В них регулярно освещались вопросы отношения сельских жителей к РКП(б), Советской власти, кооперации, проводимым мероприятиям.

Важным источником являются крестьянские письма. Они дали возможность погрузится в деревенское бытие, попытаться понять иаде-

жды, чаяния, заботы селян. В корреспонденциях в центральные и местные крестьянские газеты нашел свое отражение широкий круг проблем сельской повседневности. Особый интерес представляли неопубликованные письма. Обработанные автором материалы редакционных архивов были включены в ряд сюжетов настоящей работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что изучение крестьянства периода нэпа впервые осуществляется посредством выяснения места традиций и роли перемен в жизни доколхозной деревни. Комплексный анализ проблемы позволяет по новому взглянуть на тенденции в экономическом, социальном и духовном развитии села, эволюции крестьянства в целом, более полно и объективно восстановить картшгу жизни российского села в 1920-е годы.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

знание исконного уклада сельской жизни позволит осуществлять реформу аграрной сферы с учетом и опорой на традиции деревни;

изучение хозяйственного опыта села, анализ взаимоотношений общины и власти, выяснение изменений в области культуры и социальной психологии крестьянства периода нэпа вносят определенный вклад в разработку аграрной истории России;

результаты исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории российского крестьянства, в подготовке учебной литературы для вузов и школ.

Апробация. Основные положения диссертации отражены в двадцати работах, опубликованных автором в печати, докладывались на научных конференциях различного уровня.

Источник:
Традиции и перемены в жизни российской деревни 1921-1928 гг: По материалам губерний Центрального Черноземья Безгин, Владимир Борисович
Традиции и перемены в жизни российской деревни 1921-1928 гг. : По материалам губерний Центрального Черноземья
http://www.dslib.net/istoria-otechestva/tradicii-i-peremeny-v-zhizni-rossijskoj-derevni-1921-1928-gg-po-materialam.html

Уроки семейной жизни, перемены в карьере


Первые перемены в карьере.

Большие перемены в профессиональной деятельности любого из супругов — тоже проверка на прочность отношений. Причем даже повышение в должности или получение новой выгодной работы могут создать проблемы, особенно если работа выходит на первый план, а семья остается на втором. Перемены в карьере влияют не только на финансовую сторону жизни, но и на статус и самооценку супругов и баланс власти в семье.
«Через четыре месяца после свадьбы муж остался без работы. При этом пострадал не только наш семейный бюд­жет. Мы стали вынуждены общаться двадцать четыре часа в сутки. Я аспира­нтка и пишу диссертацию, поэтому мне необходимы тишина и покой в доме, что­бы сосредоточиться, а когда муж посто­янно рядом, я просто не могла заставить себя полностью переключиться на рабо­ту. К тому же за ужином нам уже и не­чего было рассказать друг другу. О том, как прошел день, мы оба знали», — вспо­минает Алина, 27.

Как избежать опасности.

Во-первых, конечно же, перепланиро­вать семейный бюджет. Но это только одна сторона дела. При любых изменениях в карьере от супругов может потре­боваться пересмотреть разделение се­мейных обязанностей. «Поскольку у Вади­ма теперь было больше времени на домашнее хозяйство, чем у меня, он взял часть обязанностей на себя: закупал продукты, пылесосил квартиру, гулял с собакой. Он не только облегчил работу мне, но и стал чувствовать, что приносит какую-то пользу семье». Но самая серьезная проблема — это стресс, который переживают супруги в это трудное время. Чтобы уменьшить напряжение, спросите мужа, чем вы можете ему помочь, и вместо того чтобы опускать ру­ки, постарайтесь поддержать его.

Как извлечь пользу.

Вместе с проблемами вы получаете возможность научиться больше доверять друг другу.
«Я знаю, что денежный вопрос является большим камнем преткновения во многих семьях. Благодаря тому, что нам пришлось пережить, к нашей семье те­перь это не относится. Мы научились распоряжаться деньгами, независимо от того, сколько их у нас в наличии», — го­ворит Алина. «Японял, что деньги, кото­рые есть в нашей семье принадлежат нам обоим, хотя некоторое время их за­рабатывала только жена», — добавляет Вадим. А поскольку Алина поддержала мужа в желании заняться бизнесом, он смог избавиться от хандры и взялся за дело.
«Если рядом с тобой человек, который всегда готов тебе помочь, ты знаешь, что как бы тяжело ни было, тебе никог­да не придется сражаться с трудностя­ми в одиночку. Ваш дом — ваша крепость, а супруг (или супруга) — источник вашей силы», — считает Вадим, теперь уже довольно успешный бизнесмен.

Первые проблемы со здоровьем

Как избежать опасности.

У каждого из нас есть свои способы вы­живания в трудных ситуациях: кто-то отв­лекается от тяжелых мыслей, с головой уходя в работу, другие, наоборот, пред­почитают расслабляться. Кому-то нужно высказаться, а кто-то замыкается в себе.
В таких жизненных ситуациях для супру­гов важно позволить друг другу самим выбрать способ облегчения и не пытаться навязывать свои варианты решения проблемы. Однако будьте готовы всегда поддержать другого, если понадобится. Если заболели вы, не бойтесь показаться обузой и попросите вам помочь. А если вам пришлось заботиться о заболевшем, проявите максимум внимания и терпения. Окружите больного теплом и любовью.

Как извлечь пользу.

«Когда Сергей признался мне, что очень боялся за меня, я поняла, насколько я до­рога ему. А его неустанная забота обо мне и поддержка помогли мне не только справиться с болезнью, но и осознать, ка­ким богатством я обладаю. Несмотря на трудности, я счастлива от одной только мысли, что у меня такой прекрасный муж», — говорит Нина.
«Я уверен, что после того, что нам пришлось пережить, мы сможем спра­виться с любой бедой вместе», — считает ее супруг.

Источник:
Уроки семейной жизни, перемены в карьере
Перемены в карьере и здоровье, проблемы карьеры, проблемы со здоровьем
http://vlirt.ru/archives/1422

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS