Сферы жизни

Колесо жизни – методика анализа жизненного баланса

Когда босс или мама решают во сколько нам просыпаться, сколько часов в день работать, и когда идти в туалет – так баланса никогда не будет. Мы просто заполняем день чужими целями. Мы живём чужими ценностями и стараемся удовлетворять не свои желания, а чужие ожидания. Это выживание.

Баланс в жизни возможен, если вы управляете своим настоящим и будущим, управляете своим временем. Когда вы определяете, чему уделить внимание, тогда вам просто привести свою жизнедеятельность к балансу.

Жизненный баланс – интересная, активная жизнь по своими правилам, а не комфортное выживание. Чтобы жить увлекательно, нужно развиваться, пробовать новое. Каждый день быть увлечённым в минимум одно-два занятия, которые доставляют вам радость. Для меня надёжный источник радости – осмысленный труд.

Нужно принять решение – постепенно возвращать себе управление своей судьбой. Учиться самостоятельно кататься без внешней помощи на колесе сфер своей жизни.


Тьма людей не управляет своим временем, поэтому им закрыт путь к балансу. Когда они решатся взять ответственность за своё настоящее и будущее, за свои прошлые решения – тогда им откроется дорога к счастливой жизни.

Для достижения баланса в жизни нужно привести в порядок все секторы своей жизни. Чтобы оценить, в каком состоянии находятся важные для вас части жизни – используйте это упражнение.

Колесо жизни – это методика анализа и планирования жизни. [1]

Распечатываем картинку-шаблон или рассчитываем «колесо» онлайн. Круг разбиваем на 8 секций, как пиццу. Каждый сектор – одна сфера жизни. Можете выбрать свои, или те, что описаны выше.

Оцениваете текущее состояние каждой сферы от 1 до 10 баллов (1 – ужас, 10 – всё замечательно). 1 – внутри круга, 10 – на внешнем круге. В итоге, получаете колесо жизненного баланса вашей жизни.

  • Колесо жизненного баланса – пример.

Сфера жизни, которая набрала мало баллов – главный источник неудовлетворенности в жизни. Улучшая её – улучшаете общее ощущение благополучия.

Упражнение можно делать раз в 1–3 месяца, чтобы видеть прогресс.


Для понимания как сделать балансирование жизни, рассмотрим удовлетворённость по сферам.

    Здоровье и спорт

Человек без здоровья и энергии – овощ. Заниматься спортом, хорошо питаться и достаточно спать – обязательное.

Личные отношения, семья, дети

Семья и/или отношения с любимым человеком. Отношения с самыми близкими. Сложно жить счастливо, когда здесь нет любви.

Личностный рост

Развитие себя как личности: ум, навыки, знания, привычки, характер, чтение книг, изучение языков и нового.

Карьера, бизнес, финансы, самореализация

В первую очередь, это финансовый достаток, если его нет, трудно говорить о жизненном балансе. Если с финансами порядок – думайте о самореализации и предназначении, идите к большой цели.

Окружение и друзья

Окружение нас формирует – человек равен среднему арифметическому его друзей.
Формула для начала формирования своего круга: ? друзей ниже вас, ? вашего уровня, ? выше.

Отдых, впечатления, яркость жизни

Отдыхать нужно качественно, так же как и работать. Путешествия, новый опыт, развлечения – все это даёт энергию и округлость колесу жизни.

Творчество и хобби

Часто гениальные идеи и прорывные открытия лежат на стыке двух областей.
Развивайтесь в том, что вы очень любите, при этом постоянно пробуйте новое.
Я обожаю лезть в новое. Пример – танец чечётка, где я был полный ноль.

Духовность

Каждый воспринимает эту часть жизни на своём уровне. Поиск чего-то большего, чем сам человек: смысла жизни, Бога, идеи, предназначения, принципа, мокши. Изучение религии, философии. Часто игнорируемая область колеса жизни.

Духовное – это всё то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке. [2] В. Франкл

Колесо жизни – это просто упражнение.
Сила в наглядности при сравнении с физическим колесом, но это же сравнение вводит в заблуждения.

Не нужно себя обманывать:

Колесо ожиданий – более точное название этой методики.

Некоторые чувствуют разочарование при виде своего кривого колеса и думают: – «На таком колесе далеко не уедешь!». Название «колесо жизни» предполагает, что на этом колесе вы катитесь по жизни, что это и есть ваша жизнь.


Но это не так. Заполняя колесо баланса жизни, за идеал вы принимаете – как, по-вашему, ваша жизнь должна выглядеть, а не какой она есть.

Уберите ожидания и идеализацию своей жизни, и ваше колесо будет идеально ровным – именно на нём вы и катитесь.

Наша жизнь – уже отличная. Мы так привыкли к хорошему, что и перестали его ценить. А обращаем внимание на то, чего у нас нет.

Ловушка идеализации колеса. Слово «колесо», автоматически и не заметно, приписывает свойства физического колеса – течению нашей жизни.

Мозг рисует вместо «колеса жизни» образ автомобильного колеса – идеально круглое, ровное, полное воздуха. Всё. Такой образ – сразу же идеализирует вашу жизнь.

Даже когда все сферы будут по 8-10 баллов, оно всё равно – не идеально, и раздражает . Мы рисуем себе его как «спущенное колесо автомобиля» – на таком даже из гаража не выезжают, не говоря уже о разгоне более 100 км/ч.

Ловушка сравнения со спицами колеса – ещё одно, ошибочно перенесённое, свойство физического колеса.

Изображают «колесо жизни», разделяя круг на ровные сектора. Создаётся иллюзия, что все сектора одинаково важны. И что важнее, кажется, что все сферы – занимают в жизни одинаковое значение .

«Работа» – занимает сектор, и «творчество» занимает такой же сектор. Если работать по 8 часов в день, то и творчеством заниматься тоже по 8 часов что ли?

Мы эту ошибку не осознаём, но подсознание увидело секторы – равнозначными.
Это равенство сфер жизни уже терзает человека . Нужно вовремя уловить этот момент, и не париться.

Заблуждение размера колеса.

Метод предлагает поставить оценки от 1 до 10 баллов. Если вы сильно недовольны своим здоровьем, и поставили 1 бал (к примеру, спина прихватила в 23 года). То «колесо баланса жизни» покажет, что здоровья у вас всего-то 10%. Такая оценка справедлива для 85-ти летнего старика, но не здесь.

Метод не учитывает масштаб вашей жизни . Если поставите все оценки по 3-5 пунктов, легко впасть в иллюзию, что ваша жизнь – ничтожна.

Корректнее ставить от 91 до 100 пунктов. Так будет видно, что жизнь – отличная, есть всё, чтобы ею наслаждаться уже сейчас. А чтобы чувствовать себя на все 100 – можно и напрячься.

Колесо жизни в моменте.

Сегодня, заполняя колесо жизненного баланса, вы не довольны, что вот уже целый год нет повышения по работе – ставите отметку 3. Через неделю вас повышают, вы уже ставите 10-ку. Рост на 7 пунктов за неделю!

Программа теста не показывает динамику, учитывайте её сами.

Колесо идеальной жизни.

Составляя колесо жизненного баланса, можно поставить свои «ожидания» от жизни и расстроится. Для позитивно настроенного человека, который уже не раз работал с этим тестом, и не раз доходил по всем сферам до 10 баллов, этот метод трансформируется в «Колесо приближения к идеальной жизни». Пример – к идеальному дню.

Фактически, человек понимает, что жизнь прекрасна и он очень любит развиваться, ставить новые цели и достигать их. В таком случае, оценки от 1 до 10 будут отображать его приближение к целям по всем сферам.

Важное отличие, человек чувствует себя уже на десятку! Но хочет большего, поэтому может поставить отметку 6, там где давно бы стоило поставить 16.

Человек на своем опыте увидел все эти опасности толкования размера колеса. Он понимает, что круг давно подрос, но его запросы выросли вместе с ним. К этому нужно прийти.

Приводя жизнь в баланс, расстановка приоритета – главный шаг к счастливой, управляемой вами жизни. Вы не можете улучшить те аспекты вашей жизни, которым вы не удаляете осознанного внимания.

Как правило, жизнь перекашивает из-за того, что мы сами её ежедневно креним в слабую сторону. Усиливаем и без того сильные стороны, или уделяем внимание вещам, не приносящим удовлетворения и роста.

Назначение упражнения – выделить в вашем сознании приоритетные аспекты жизни для проработки. Чтобы упорядочить свою жизнь, нужно начинать с одной сферы. Если вы научитесь повышать свою удовлетворённость в одной части вашей жизни, вам будет просто перенести положительный опыт на остальные области.

  • Колесо баланса жизни – помогает расставить приоритеты.

Следующий шаг после выделения приоритетной сферы – понять, что именно вас не удовлетворяет. Затем составить план и поставить цели, чтобы привести дела в порядок. Для достижения баланса нужно ежедневно приближаться к управлению своей жизнью.

Скачать шаблон теста:

Книги об упражнении:

Жизненный баланс – это удовлетворённость жизнью в том виде, как она есть. Она разнообразна, не нужно её сводить к гладким и красивым секторам.

Нет смысла в погоне уделять каждой сфере ровное количество времени. Нужно уделять столько, чтобы вас не беспокоила эта область, а в идеале – радовала. Даже если у вас нет намерения, что-то в ней улучшить, потому что есть дела поинтереснее.

Часто есть одна основная сфера колеса жизни, у мужчины – карьера, у женщины – семья, а всё остальное вертится и налеплено вокруг этого базового сектора.

  • Жизнь выглядит как эта картинка.

Жизненный баланс – это когда вы удовлетворены всеми сферами жизни и их динамикой.
Удовлетворены – означает, что вы довольны ситуацией на сегодня, и темпом её развития. Если вы расстроены текущей ситуацией, но видно, что дела идут вверх – лучше успокоиться и наслаждаться подъёмом.

Балансируйте колесо жизни, но помните: идеальный круг, идеальные сектора – только в идеальном мире.

Источник:
Колесо жизни – методика анализа жизненного баланса
Методика анализа и баланса личной жизни. Составьте ваше колесо жизненного баланса. Колесо жизни – программа онлайн упражнения, тест. Шаблон круга баланса
http://goal-life.com/page/method/koleso-zhizni-dostizhenie-zhiznennogo-balanca

Сферы жизни

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Автор:

Советова Наталья Владимировна.

обучающиеся 10-х классов.

общество, сферы жизни общества, экономическая сфера жизни общества, политическая сфера жизни общества, социальная сфера жизни общества, духовная сфера жизни общества, социальные институты в сферах общества, взаимосвязь сфер общественной жизни.

планшеты или ноутбуки.

Государственный центральный музей современной истории России, Московский метрополитен, улицы Москвы.

урок с элементами поисково-исследовательской деятельности.

Урок предполагает использование образовательного потенциала города Москвы, в частности объектов на улицах города Москвы, Московского метрополитена, ресурсов Государственного центрального музея современной истории России. Обучающиеся работают в малых группах по рабочим листам, включающим задания для каждой из шести групп, в том числе и опережающее задание. Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы по изучению сфер жизни общества обучающиеся представляют в виде выполненных заданий на рабочих листах, а затем в виде общего электронного учебного альбома с комплектом таблиц и схем или электронного буклета «Сферы жизни общества, их взаимосвязь».

Данная форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них универсальных учебных действий.

Источник:
Сферы жизни
Автор: Советова Наталья Владимировна. Возрастной диапазон: обучающиеся 10-х классов. Изучаемые элементы содержания образования: общество, сферы жизни…
http://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/obshchestvoznanie/osnovnye-sfery-zhizni-obshchestva.html

Сферы жизни общества

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Рис. 1.2. Сферы общественной жизни

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3).

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

  • производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
  • производственные отношения — производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • политические нормы — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • политические коммуникации — отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство — художественное освоение мира;
  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности — познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

Социальный институт — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Источник:
Сферы жизни общества
Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая и духовная. В каждой из сфер общества формируются свои социальные институты, выполняющие соответствующие их задачам функции.
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS